Поиск по творчеству и критике
Cлово "ДУШИТЬ"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  

Варианты слова: ДУШУ, ДУШИ, ДУША, ДУШИЛИ, ДУШИТ

1. О искусстве
Входимость: 41. Размер: 24кб.
2. Ненужная правда. По поводу Московского Художественного театра
Входимость: 20. Размер: 27кб.
3. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 2. 2. 3. Статьи к 100-летнему юбилею Н. В. Гоголя (смешение интерпретаций)
Входимость: 20. Размер: 25кб.
4. Ф. И. Тютчев. Смысл его творчества
Входимость: 20. Размер: 45кб.
5. Испепеленный. К характеристике Гоголя
Входимость: 18. Размер: 59кб.
6. Женщины-поэты
Входимость: 18. Размер: 38кб.
7. Розанов В. В.: О символистах и декадентах
Входимость: 17. Размер: 30кб.
8. Сестры
Входимость: 16. Размер: 30кб.
9. Мировоззрения Баратынского
Входимость: 15. Размер: 17кб.
10. К. Д. Бальмонт. Статья первая. Будем как солнце!
Входимость: 13. Размер: 20кб.
11. Александрова Т. Л.: Валерий Брюсов
Входимость: 13. Размер: 89кб.
12. Огненный ангел. (Глава 4)
Входимость: 12. Размер: 46кб.
13. Огненный ангел. (Глава 16)
Входимость: 12. Размер: 41кб.
14. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 2. 2. 2. Интерпретация второй половины 1890-х – начала 1900-х гг.
Входимость: 12. Размер: 27кб.
15. Огненный ангел. (Глава 10)
Входимость: 11. Размер: 43кб.
16. Александр Блок
Входимость: 11. Размер: 26кб.
17. Священная жертва
Входимость: 11. Размер: 13кб.
18. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 2. 1. Розанов о Пушкине
Входимость: 10. Размер: 40кб.
19. Огненный ангел. (Глава 11)
Входимость: 9. Размер: 41кб.
20. Теперь, - когда я проснулся...
Входимость: 9. Размер: 17кб.
21. Огненный ангел. (Глава 3)
Входимость: 9. Размер: 38кб.
22. Айхенвальд Ю. И.: Валерий Брюсов
Входимость: 9. Размер: 49кб.
23. Огненный ангел. (Глава 13)
Входимость: 9. Размер: 35кб.
24. Истины (Начала и намеки)
Входимость: 8. Размер: 14кб.
25. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 2. 2. 4. Образ Гоголя в эссеистике В. В. Розанова
Входимость: 8. Размер: 15кб.
26. В зеркале
Входимость: 8. Размер: 21кб.
27. Брюсов Валерий: Здравого смысла тартарары
Входимость: 8. Размер: 37кб.
28. Что же такое Бальмонт
Входимость: 7. Размер: 27кб.
29. В.Я. Брюсов: Гипербола и фантастика у Гоголя
Входимость: 7. Размер: 30кб.
30. А. А. Фет. Искусство или жизнь
Входимость: 7. Размер: 18кб.
31. Владимир Соловьев. Смысл его поэзии
Входимость: 6. Размер: 30кб.
32. Вячеслав Иванов. Андрей Белый
Входимость: 6. Размер: 50кб.
33. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 2. 2. 1. Интерпретация творчества Гоголя второй половины 1880-х – середины 1890-х гг.
Входимость: 6. Размер: 15кб.
34. Переводы. Оскар Уайльд. Герцогиня Падуанская. (Действие 3)
Входимость: 6. Размер: 34кб.
35. Переводы. Жан-Батист Мольер. Амфитрион. Действие второе
Входимость: 6. Размер: 37кб.
36. Замкнутые
Входимость: 6. Размер: 11кб.
37. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 1. 3. 5. Представления Розанова о народности литературы
Входимость: 6. Размер: 7кб.
38. Мои воспоминания о Викторе Гофмане
Входимость: 6. Размер: 38кб.
39. Переводы. Оскар Уайльд. Герцогиня Падуанская. (Действие 5)
Входимость: 5. Размер: 36кб.
40. Огненный ангел. (Глава 5)
Входимость: 5. Размер: 51кб.
41. Огненный ангел. (Глава 6)
Входимость: 5. Размер: 56кб.
42. Иванова Е., Щербаков Р.: Альманах В. Брюсова "Русские символисты" - судьбы участников
Входимость: 5. Размер: 93кб.
43. Огненный ангел. (Глава 14)
Входимость: 5. Размер: 40кб.
44. В.Ф. Ходасевич. "Некрополь". Сологуб
Входимость: 5. Размер: 25кб.
45. Юпитер поверженный. Книга вторая. Глава XI
Входимость: 5. Размер: 15кб.
46. Последние мученики
Входимость: 5. Размер: 25кб.
47. Последние страницы из дневника женщины. (Глава 16)
Входимость: 5. Размер: 10кб.
48. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 2. 2. 5. Изменение концепции Розанова под влиянием исторических событий
Входимость: 5. Размер: 15кб.
49. В.Ф. Ходасевич. "Некрополь". Горький
Входимость: 5. Размер: 66кб.
50. Огненный ангел. (Глава 8)
Входимость: 5. Размер: 26кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. О искусстве
Входимость: 41. Размер: 24кб.
Часть текста: О искусстве Когда какая-либо вещь среди творений Бога кажется нам достойной порицания, мы должны заключить, что она недостаточно нами понята и что мудрец, который постиг бы ее, решил бы, что невозможно даже желать чего-либо лучшего. Лейбниц Как предисловие На этих страницах я пересказываю свои мысли о искусстве. Что такое искусство, откуда оно или в чем его цель, — эти вопросы близки мне давно, с раннего детства; в своих раздумьях вновь и вновь возвращался я к ним, ибо годы жил только искусством и для искусства. Много общих настроений, много взглядов на мир и на жизнь сменилось в душе моей; быстро становились для меня прошлым, и осужденным прошлым, сборники моих стихов. Но думаю, что мне не придется отказываться от тех суждений, которые я изложу здесь. Все это уже решено для меня. Я далек от того, чтобы настаивать на новизне всех моих положений. Знаю, что многое сходное с ними высказывалось не раз за последние годы. Скорей я считаю себя выразителем того понимания искусства, к которому разными путями идет большинство нашего времени. Моей задачей было только развить уже выраженное, и разбросанное объединить общим основанием. Есть сходство в моем определении искусства с положениями Л. Толстого, изложенными им в замечательном сочинении о искусстве. И Толстой, и я мы считаем искусство средством общения. Позволяю себе напомнить, что я высказывал то же и раньше, в своем предисловии к первому изданию Chefs d'oeuvre (1895 г.). Там сказано: «Наслаждение произведением искусства состоит в общении с душою художника… Сущность в произведении искусства — это личность художника; краски, звуки, слова — материал; сюжет и идея — форма». Но Толстой углубил этот взгляд. Он,...
2. Ненужная правда. По поводу Московского Художественного театра
Входимость: 20. Размер: 27кб.
Часть текста: фабула, его идея — это форма; образы, краски, звуки — материал. Каково содержание гетевского Фауста? — душа Гете. Что же такое взятая им легенда о Фаусте и различные философские и нравственные идеи, объединяющие драму? это — ее форма. А образ Фауста, Мефистофеля, Гретхен, Елены и все частные образы, наполняющие отдельные стихи, — это материал, из которого ваял Гете. Подобно этому содержание любой скульптуры — душа ваятеля в те мгновения, которые он переживал, замышляя и создавая свое творение; сцена, изображенная в скульптуре, — ее форма, а мрамор, бронза или воск — материал. Необходимо строго различать эти три элемента, наличные в каждом художественном создании. Важнейший из них, разумеется, содержание. Оно именно дает значение художественному созданию, делает его тем, что оно есть. Если художник не вложил в свое создание своей души, он просто не создал ничего; таковы все подражательные произведения, перепевы. Напротив, художник может менять свой материал, но творить по сущности одинаковые создания. Одну и ту же статую можно сделать из мрамора и из бронзы; в переводных стихах часто иные образы, чем в оригинале; Д. Г. Россетти воплощал свой замысел и в стихах, и в красках. Художник может менять и форму, т. е. может проповедовать то одни идеи,...
3. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 2. 2. 3. Статьи к 100-летнему юбилею Н. В. Гоголя (смешение интерпретаций)
Входимость: 20. Размер: 25кб.
Часть текста: Розанова 2. 2. 3. Статьи к 100-летнему юбилею Н. В. Гоголя (смешение интерпретаций) Совершенно отдельно стоит комплекс статей, написанных в год открытия памятника Гоголю. В них очень сложно переплетаются элементы как первой, так и второй трактовок образа Гоголя. Создается впечатление, что Розанов экспериментирует со своими собственными идеями, складывая их то одним способом, то другим. Формируются ключевые проблемы, вокруг которых изменяется содержание статей. Во-первых, это установление соотношения творчества Гоголя и реальности; во- вторых, оценка влияния Гоголя на русскую действительность; в-третьих, определение творческого метода Гоголя; в-четвертых, выделение иррациональной составляющей его творчества. В статье «Загадки Гоголя» (1909 г.) Розанов заявляет, что «гений есть перелом человека «куда-то», есть «отклонение в сторону от нормальных и вечных путей человечества»603. Толстой и даже Гете представляются ему прекрасными, но все-таки человеческими явлениями, «гений же всегда немножко сверхчеловечен». Розанов считает, что все остальные русские писатели (в том числе Пушкин и Лермонтов) ясны и понятны и только Гоголь «остается совершенно темен для нас, совершенно непроницаем». Это возникает из-за невероятной глубины внутреннего мира Гоголя, которая им тщательно скрывалась: «… в Гоголе было чрезвычайно много актера, притворства, игры, одурачивания ближних и соседей». Лишь два изображения, по мнению критика, отражают настоящего Гоголя: «… только в гробу, да еще для наблюдательного товарища в школе, верно следившего за ним потихоньку, он показался “как ...
4. Ф. И. Тютчев. Смысл его творчества
Входимость: 20. Размер: 45кб.
Часть текста: [*] I Книжка в триста небольших стихотворений, из которых около трети переводных, четыре статьи да ряд писем, - вот все литературное наследие Тютчева. Но Фет, в своей надписи на сборнике стихов Тютчева, справедливо сказал столько раз после повторенные слова: Муза, правду соблюдая, Глядит, и на весах у ней Вот эта книжка небольшая Томов премногих тяжелей. Поэзия Тютчева принадлежит к самым значительным, самым замечательным созданиям русского духа. К поэзии Тютчева можно подходить с трех разных точек зрения: можно обратить внимание на выраженные в ней мысли, можно постараться выявить ее философское содержание, можно, наконец, остановиться на ее чисто художественных достоинствах. Со всех трех точек зрения, поэзия Тютчева заслуживает величайшего внимания. Для Тютчева, как сказал еще И. С. Аксаков, "жить - значило мыслить". Не удивительно поэтому, что его стихи всегда полны мысли. В каждом его стихотворении чувствуется не только острый глаз и чуткий слух художника, но и ум мыслителя. В целом ряде стихотворений Тютчева мысль даже стоит на первом месте. Это те его стихи, в которых он излагает свои излюбленные политические взгляды. Параллельно он развивал их в своих статьях. Эти взгляды образуют стройную систему убеждений о провиденциальной роли славянства и России в судьбах мира и приближаются к учению славянофилов ...
5. Испепеленный. К характеристике Гоголя
Входимость: 18. Размер: 59кб.
Часть текста: грезы. К каким бы страницам Гоголя ни обратились мы — славословит ли он родную Украину, высмеивает ли пошлость современной жизни, хочет ли ужаснуть, испугать пересказом страшных народных преданий или очаровать образом красоты, пытается ли учить, наставлять, пророчествовать, — везде видим мы крайнюю напряженность тона, преувеличения в образах, неправдоподобие изображаемых событий, исступленную неумеренность требований. Для Гоголя нет ничего среднего, обыкновенного, — он знает только безмерное и бесконечное. Если он рисует картину природы, то не может не утверждать, что перед нами что-то исключительное, Божественное; если красавицу, — то непременно небывалую; если мужество, — то неслыханное, превосходящее все примеры; если чудовище, — то самое чудовищное изо всех, рождавшихся в воображении человека; если ничтожество и пошлость, — то крайние, предельные, не имеющие себе подобных. Серенькая русская жизнь 30-х годов обратилась под пером Гоголя в такой апофеоз пошлости, равного которому не может представить миру ни одна эпоха всемирной истории. У Эдгара По есть рассказ о том, как два матроса проникли...
6. Женщины-поэты
Входимость: 18. Размер: 38кб.
Часть текста: демонизма. По художественности песни греха и страсти — лучшее, что создала Лохвицкая, но психологически — всего замечательнее именно эта борьба, эти отчаянные поиски спасения, — все равно в чем, хотя бы просто в вечно-женском материнстве, — которыми полны последние, предсмертные стихи поэта. Для будущей «Антологии русской поэзии» можно будет выбрать у Лохвицкой стихотворений 10–15, истинно безупречных; но внимательного читателя всегда будет волновать и увлекать внутренняя драма души Лохвицкой, запечатленная ею во всей ее поэзии. 1905 II. 3. Н. Гиппиус I Деятельность 3. Н. Гиппиус распадается на три периода: первый, когда ее миросозерцание исчерпывалось чистым эстетизмом, второй, когда ее живо заинтересовали вопросы религиозные, и третий, когда к этому присоединился столь же живой интерес к вопросам общественности. Эти периоды определенно сказываются в прозе Гиппиус, в ее рассказах и статьях; гораздо менее — в ее стихах. Поэзия Гиппиус развивалась как бы по своим особым путям, подчиняясь иным законам, нежели сознательное мировоззрение автора. Литературную деятельность Гиппиус начала в том кружке символистов, который в 90-х годах, группировался вокруг «Северного вестника» (Д. Мережковский, Н. Минский, А. Волынский, Ф. Сологуб). Здесь господствовали идеи Бодлера, Рескина, Ницше, Метерлинка и других «властителей...
7. Розанов В. В.: О символистах и декадентах
Входимость: 17. Размер: 30кб.
Часть текста: символистах и декадентах I Под именем символизма и декадентства разумеется новый род не столько поэзии, сколько стихотворческого искусства, чрезвычайно резко отделяющийся по форме и содержанию от всех когда-либо возникавших видов литературного творчества. Явившись всего 10-12 лет назад, он с чрезвычайной быстротой распространился во всех странах образованного мира, очевидно, всюду находя для себя хорошо подготовленную почву, какие-то общие предрасполагающие условия. Как образчики этого рода искусства приведем два-три стихотворения: Мертвецы, освещенные газом! Алая лента на грешной невесте! О, мы пойдем целоваться к окну! Видишь, как бледны лица умерших? Это - больница, где в трауре дети... Это - на льду олеандры... Это - обложка романсов без слов. Милая, в окна не видно луны. Наши души - цветок у тебя в бутоньерке. (В. Даров) В несколько более оживленном размере: Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной глубине, Вырастают точно блестки При лазоревой луне; Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне; Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне. И трепещет тень латаний На эмалевой стене. (Русские символисты, кн. II) Два приведенных стихотворения - наши русские; вот стихотворение, принадлежащее Метерлинку: Моя душа больна весь день, Моя душа больна прощаньем, Моя душа в борьбе с молчаньем, Глаза мои встречают тень. Я вижу призраки охоты; Полузабытый след ведет Собак секретного желанья Во глубь забывчивых лесов....
8. Сестры
Входимость: 16. Размер: 30кб.
Часть текста: думали о станции, унизанной огоньками; им слышались мерные стуки колес, сливающиеся с первыми образами сна, когда приникаешь щекой к жесткой вагонной подушке... Потом они думали о далеком Париже, широких и светлых площадях, пестроте и мелькании бульваров. Думали о том, что Николай не вернется никогда. Чувство бессильного, позднего раскаянья подымалось со дна души у каждой, высилось как вода, переливалось через край: самое мучительное из всех чувств. И на трех разных языках трех разных душ они говорили, сами себе, одни и те же слова: как можно было пропустить этот последний миг? Как можно было не сделать крайней, пусть отчаянной, попытки? Что если спешить, догнать, что-то сказать, что-то исполнить?.. Или теперь уже поздно? поздно? поздно? Сестры молчали, но им казалось, что они обмениваются незначащими словами. А может быть они обменивались незначащими словами, но им казалось, что они молчат. За окнами начинал крутиться снег. Под сетью вьющих снежинок стал более смутным и поворот дороги, и откос с чернеющим частоколом молодого соснового леса, и, справа, даль, безжизненного поля. Проходило какое-то время. И было довольно одной капли, упавшей в тот же сосуд безнадежности, одного слова, одного толчка, чтобы эти три женщины вскочили с криком ужаса, упали бы без чувств или бросились друг на друга, как три волчихи, чтобы грызться и царапать когтями. Но минуты проходили за минутами все в том же оцепенении. Только снег шел все гуще. Только совсем замолкли звуки в домике, где жила прислуга. И кто-то сказал, что уже полночь. Сестры встали, попрощались, разошлись. Было слышно в их комнатах шуршание платьев. Потом и это стихло. С каждой наедине была ночь и ее мысли. На дворе...
9. Мировоззрения Баратынского
Входимость: 15. Размер: 17кб.
Часть текста: миропониманием, с тем, что сам он считал своей истиной… В стихах Баратынского, начиная с самых ранних, чувствуется резкий разлад настроений. В юношеских произведениях он с одинаковой готовностью повторяет и ходячие советы эпикурейской мудрости, и сетование философов на суету жизни. Сам Баратынский то называл себя «певцом веселья и красы», то «разочарованным», который «безрадостно с друзьями радость пел». Плетнев в 1822 году прочил ему два венка — Анакреонта и Петрарки, а немного спустя к нему обычно применялось имя поэта элегического. В 1825 году Баратынский получил возможность покинуть Финляндию, вернуться в круг близких и друзей. Вскоре после того он женился. Лично знавшим его он казался вполне довольным судьбой. Но именно в это время настроения грустные, даже мучительные начинают преобладать в его поэзии. Вместе с тем печаль его стала более глубокой, более сознательной. Он пишет целый ряд безнадежнейших жалоб, развенчивая заветнейшие радости человечества. В эти годы Баратынский в своих философских...
10. К. Д. Бальмонт. Статья первая. Будем как солнце!
Входимость: 13. Размер: 20кб.
Часть текста: прежде всего — «новый человек». К «новой поэзии» он пришел не через сознательный выбор. Он не отверг «старого» искусства после рассудочной критики; он не поставил себе задачей быть выразителем определенной эстетики. Бальмонт кует свои стихи, заботясь лишь о том, чтобы они были по-его красивы, по-его интересны, и если поэзия его принадлежит «новому» искусству, то это сталось помимо его воли. Он просто рассказывает свою душу, но душа у него из тех, которые лишь недавно стали расцветать на нашей земле. Так в свое время было с Верленом… В этом вся сила бальмонтовской поэзии, вся ее жизненность, хотя в этом и все ее бессилие. Желаю все во всем так делать, Чтоб ввек дрожать. В этих двух стихах А. Добролюбов выразил самое существенное в том новом понимании жизни, которое образует истинное «миросозерцание» Бальмонта. Для него жить — значит быть во мгновениях, отдаваться им. Пусть они властно берут душу и увлекают ее в свою стремительность, как водоворот малый камешек. Истинно то, что сказалось сейчас. Что было пред этим, уже не существует. Будущего, быть может, не будет вовсе. Подлинно лишь одно настоящее, только этот миг, только мое сейчас. Люди, соразмеряющие свои поступки со стойкими убеждениями, с планами жизни, с разными условностями, кажутся Бальмонту стоящими вне жизни, на берегу- Вольно подчиняться смене всех желаний — вот завет. Вместить в...