Поиск по творчеству и критике
Cлово "1973"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Сборники и стихи 1909 - 1918 годов
Входимость: 2. Размер: 18кб.
2. Иванова Е., Щербаков Р.: Альманах В. Брюсова "Русские символисты" - судьбы участников
Входимость: 2. Размер: 93кб.
3. Гиппиус З. Н.: Одержимый
Входимость: 1. Размер: 74кб.
4. Ф. И. Тютчев. Смысл его творчества
Входимость: 1. Размер: 45кб.
5. Огненный ангел. (Приложения)
Входимость: 1. Размер: 26кб.
6. Сборники и стихи 1893 - 1897 годов
Входимость: 1. Размер: 5кб.
7. Сборники и стихи 1918 - 1924 годов
Входимость: 1. Размер: 16кб.
8. Сборники и стихи 1898 - 1908 годов
Входимость: 1. Размер: 29кб.
9. Семь земных соблазнов. (Примечания)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
10. Александрова Т. Л.: Валерий Брюсов
Входимость: 1. Размер: 89кб.
11. Алексеев М.П.: Мур и русские писатели XVII века
Входимость: 1. Размер: 26кб.
12. Тяпков С. И.: Брюсов В. Я. - биобиблиографическая справка
Входимость: 1. Размер: 25кб.
13. Русская поэзия серебряного века. О Валерии Брюсове (автор неизвестен)
Входимость: 1. Размер: 6кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Сборники и стихи 1909 - 1918 годов
Входимость: 2. Размер: 18кб.
Часть текста: Портрет Баллада воспоминаний Гарибальди Певцу "Слова" Три кумира Единоборство Из сборника "ДЕВЯТАЯ КАМЕНА" О себе самом Когда мечты любви томили К Петрограду Освобожденная Россия В мартовские дни Потоп Орел двуглавый Любимые мелочи Тридцатый месяц К армянам К Армении Афинский поденщик говорит Тайна деда Последние поэты В цыганском таборе Парус и чайка Мое упорство Из сборника "ПОСЛЕДНИЕ МЕЧТЫ" В горнем свете Пророчества весны Ученик Орфея Зов автомобиля Работа Пока есть небо Библия Мировой кинематограф Библиотеки Максиму Горькому в июле 1917 года Не вошедшие в сборники * * * ("Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной") * * * ("Не так же ль годы, годы прежде") В ответ тому, кто предложил мне"выбор"(К. Бальмонту) При электричестве * * * ("Когда я, юношей, в твоих стихах мятежных") * * * ("Я в море не искал таинственных утопий") * * * ("Опять мой посох приготовлен") Эллису Последний путь Всхождение Больше никогда * * * ("Я устал от светов электрических") Польша есть! (в ответ Эдуарду Слонскому) Завет Святослава К стальным птицам * * * ("В ...
2. Иванова Е., Щербаков Р.: Альманах В. Брюсова "Русские символисты" - судьбы участников
Входимость: 2. Размер: 93кб.
Часть текста: стали на некоторое время "героями" литературных фельетонов крупных газет и журналов: ругательные заметки о них поместили "Новое время", "Новости дня", "Северный вестник", "Мир Божий", и другие, всего появилось более 50 рецензий. Среди критиков был и философ и поэт Владимир Соловьев, под псевдонимом "Вл. С." опубликовавший в солидном "Вестнике Европы" три статьи и в них несколько пародий, о которых Брюсов писал П. П. Перцову: "Читая его пародии, я искренно восхищался; слабые стороны символизма схвачены верно..." 2 . Но эти статьи сыграли в некоторых отношениях и рекламную роль. Арсений Г. (И. Я. Гурлянд), первый журналист, посетивший "московских декадентов" и поместивший интервью с ними, отметил: "Очень большую ошибку сделал г. Вл. С., который в серьезном журнале первый обратил внимание на этих "шалунов"" 3 . Действительно, ругательные отзывы Соловьева во многом способствовали росту популярности альманаха. Почти ни один из тех, кого Брюсов опубликовал в своих "Русских символистах", в дальнейшем не сыграл сколько-нибудь существенной роли в литературе. Но история рождения и недолгого существования альманаха, история и судьбы его участников, роль Брюсова как организатора нового течения - все это достойно внимания хотя бы потому, что в них кроются истоки самого плодотворного течения русской литературы XX в. Именно со страниц "Русских символистов" заявил о себе зарождающийся русский символизм, здесь появились и его первые манифесты, наконец, заглавию альманаха новое течение обязано своим именем. До сих пор наиболее серьезным исследованием по истории создания первого брюсовского альманаха остается статья Н. К. Гудзия "Из истории символизма", которая заканчивалась...
3. Гиппиус З. Н.: Одержимый
Входимость: 1. Размер: 74кб.
Часть текста: его можно делать и гениально, и бездарно... В моих "сказках действительности" я не истолковываю "человека". Я рассказываю о нем подлинном, настоящем, каким он прошел перед моими глазами,-- или даже мелькнул -- и каким он мне показался. Известен ли человек, обладает ли он какими-нибудь исключительными талантами или нет,-- все равно; ведь часто самые неизвестные, незаметные люди бывают интереснее, как люди, знаменитейших писателей и общественных деятелей. Я пишу лишь о тех, с кем встреч уже не жду на этом свете,-- потому ли, что они отошли за его черту, или потому, что отошли за непереступимую для меня черту человеческую, как Брюсов-большевик и другие. Повторяю, впрочем, то, что было сказано в рассказе "о Блоке": о живых или о мертвых пишешь -- надо говорить правду; и о живых или о мертвых пишешь -- надо о чем-то, о какой-то фактической правде, хорошей и дурной,-- умолчать. Эти умолчания не искажают образа. Но не надо прикасаться к "тайне Личности", которая должна быть,-- и все равно будет -- сокрыта навсегда. _______ Поэт Валерий Брюсов -- с 18-го, кажется, года -- коммунист. Мало того: он сразу же пошел в большевицкую цензурную комиссию,-- не знаю, как она у них там называется, чуть ли не сделался ее председателем и заявил себя цензором строгим, беспощадным, суровым. Была у него издана, еще при нас, брошюрка: "Почему я стал коммунистом", но мне не попалась, да, признаться, и не заинтересовала меня: догадаться, как Валерий Брюсов стал...
4. Ф. И. Тютчев. Смысл его творчества
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Часть текста: книжка небольшая Томов премногих тяжелей. Поэзия Тютчева принадлежит к самым значительным, самым замечательным созданиям русского духа. К поэзии Тютчева можно подходить с трех разных точек зрения: можно обратить внимание на выраженные в ней мысли, можно постараться выявить ее философское содержание, можно, наконец, остановиться на ее чисто художественных достоинствах. Со всех трех точек зрения, поэзия Тютчева заслуживает величайшего внимания. Для Тютчева, как сказал еще И. С. Аксаков, "жить - значило мыслить". Не удивительно поэтому, что его стихи всегда полны мысли. В каждом его стихотворении чувствуется не только острый глаз и чуткий слух художника, но и ум мыслителя. В целом ряде стихотворений Тютчева мысль даже стоит на первом месте. Это те его стихи, в которых он излагает свои излюбленные политические взгляды. Параллельно он развивал их в своих статьях. Эти взгляды образуют стройную систему убеждений о провиденциальной роли славянства и России в судьбах мира и приближаются к учению славянофилов 40-х и 50-х годов. Более или...
5. Огненный ангел. (Приложения)
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: Оклеветанный ученый; Легенда о Агриппе; Краткий список литературы Программа Глава 1. Моя автобиография до 1535 г. 2. Приключение в трактире. М-ъ, Вейер, Велли. 3. Бегство. Лютеране и сионисты. Первая ночь вдвоем. 4. Дальнейшее бегство. Кельн. Объяснение. 5. Бонн. Розыски Агриппы. Католицизм. 6. Свидание с Агриппой. 7. Решение умереть. 8. "Я дрожа сжимаю труп". 9. Дни перед смертью. Меня посещает Агриппа. Гуманисты. 10. Новая угроза. М-ъ. Бегство из Бонна. 11. Встреча с Л. 12. Вызов на дуэль. 13. Перед дуэлью. Свидание с Л. 14. Дуэль. 15. "Из ада изведенные". 16. Счастье. Опять М-ъ. 17. Второе лицо. Шабаш. 18. Ведьма! Непокойный дух. 19. Исчезновение. Поиски. Маги и колдуны. 20. У доктора Фауста. Мефистофель. 21. В монастыре. Нечистая сила. 22. Заклинание дьявола. Арест. 23. Допрос. Пытка. Приговор суда. 24. Тюрьма. Смерть. 25. У моего отца. Последняя встреча с Л. 26. Смерть Агриппы. 1904-1905 КОММЕНТАРИЙ Печатается по: Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. Т. 4. С. 344. Набросок плана, в котором действие расписано по дням: Дни: 16 авг. Ночь. Встреча с Рен. 17 авг. Путь через Геерт (и ночлег в Дюссельд). 18 авг. Отъезд из Д. Ночлег в бар. 19 авг. Вечером приезд в Кельн. Ночлег 1-й в К. 20 авг. Искания в Кельне. Стуки. Ночь в К. Утро в К. 21 авг. Ожидания приезда Генр... Ночь 3 в К. Утро 2. 22 авг. Больна. 23, 24, 25, 26, 27 - Болезнь. 28, 29, 30, 31, 1 сент. - Прогулки. 2 сент. День прог. Вечер ласк, слова. 3 сент. Утро. _Тоже_, переменна. 4, 5, 6, 7, 8. Посещ. церкви. Воскресенье. 7 понед. 8 вторн. Сент. 9 среда - шабаш. По одному из планов видно, что одно время Брюсов думал показать в романе расправу инквизиции с "ведьмами" - сожжение на костре: 17. Допрос. Пытка. Приговор. 18. В тюрьме. Двое. Сожжение на костре....
6. Сборники и стихи 1893 - 1897 годов
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: и не думай") * * * ("Еще надеяться - безумие") Обязательства Отреченье Не вошедшие в сборники Колумб * * * ("Давно ли в моем непокорном уме") * * * ("Позвать ко мне на крестины") JUVENILIA (ЮНОШЕСКОЕ) Под заглавием "Juvenilia" Брюсов подготовил в 1896 году сборник своих юношеских стихотворений, но издание не осуществилось. Впоследствии под тем же названием сборник вошел в т. 1 Полного собрания сочинений и переводов Брюсова (СПб., "Сирин", 1913). Часть юношеских стихотворений впервые была напечатана в трех выпусках сборника "Русские символисты" (М., 1894 - 1895). Творчество (с. 21). В беседе с корреспондентом газеты "Новости" Брюсов сказал: "В стихотворении, о котором идет речь, моей задачей было изобразить процесс творчества. Кто из художников не знает, что в эти моменты в душе его роятся самые фантастические картины". Латания - пальма с широкими листьями, распространенное комнатное растение. CHEFS D'OEUVRE (ШЕДЕВРЫ) Сборник вышел в 1895 г. (2-е издание - в 1896 г.). На журчащей Годавери (с. 22). "Годавери - река в Индии. Индусские женщины гадают о любви, пуская по течению рек листья банана с положенными на них цветами. Если лист опрокинется, это предвещает несчастье" (прим. Брюсова). Кама - в индийской мифологии бог любви. Кали - кровожадная богиня смерти. Баядера - участвующая в религиозных церемониях индийская танцовщица. На острове Пасхи (с. 23). Остров Пасхи - "остров, названный так в 1722 г. Яковом Роггевейном, лежит в восточной части Полинезии. На нем встречаются гигантские статуи (вернее, бюсты), высеченные из целого камня" (прим. Брюсова). ME EUM ESSE (ЭТО - Я) Сборник вышел в конце 1896 г. (на титульном листе - 1897 г.). Мучительный дар (с. 28). Эвмениды - в греческой мифологии...
7. Сборники и стихи 1918 - 1924 годов
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: Кремля ЗСФСР Штурм неба Мир электрона Как листья в осень Хвала зрению Не память Вариации на тему "Медного всадника" Мысленно, да! Два крыла Пятьдесят лет Не вошедшие в сборники Революция * * * ("Народные вожди! вы - вал, взметенный бурей") * * * ("Слепой циклон, опустошив") * * * ("Пора! склоняю взор усталый") Труд * * * ("Что день, то сердце все усталей") * * * ("Я доживаю полстолетья") * * * ("Великое вблизи неуловимо") * * * ("Я вырастал в глухое время") * * * ("Пусть вечно милы посевы, скаты") * * * ("Не довольно ль вы прошлое нежили") Будущее * * * ("Развертывается скатерть, как в рассказе о Савле") Dolce far niente В ТАКИЕ ДНИ Сборник вышел в Государственном издательстве в 1921 году. Парки в Москве (с. 217). Парки - в римской мифологии богини судьбы, изображавшиеся в виде трех старух, прядущих нить человеческой жизни. Иван Калита - московский князь, названный первым собирателем Русской земли. Товарищам интеллигентам (с. 218). Инвектива - гневное выступление против кого-нибудь. Леру Пьер - французский социалист-утопист. Мятеж (с. 220). Эмиль Верхарн - бельгийский поэт. Брюсов был первым переводчиком его стихов и поэм на русский язык. Романтикам (с. 223). Цветок голубой - символ романтической мечты, романтического недостижимого идеала. Лоэнгрин - один из рыцарей общества св. Грааля, отправившийся в Индию на волшебном лебеде, герой средневековых немецких поэм и одноименной оперы Вагнера. А. В. Луначарскому (с. 224). Кумир Бельведер-ский - статуя Аполлона Бельведерского, олицетворяющая здесь классическое искусство. В первый раз (с. 224). Мальстрём - см. прим. к стихотворению "Париж" (с. 263). Будь мрамором (с. 225). Меж "юношей безумных" - цитата из стихотворения...
8. Сборники и стихи 1898 - 1908 годов
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Часть текста: Нить Ариадны Блудный сын У земли В ответ (П. П. Перцову) Фабричная Раб Помпеянка L'enn'ui de vivre Habet illa in alvo Париж Мир В Дамаск Сонет Хмель исступленья Терцины к спискам книг Каменщик Мальчик На скачках Зимние дымы Ночь В раю К. Д. Бальмонту Венеция Младшим З. Н. Гиппиус Из сборника "STEPHANOS" (ВЕНОК) Вячеславу Иванову Приветствие * * * ("Меня, искавшего безумий") * * * ("Желтым шелком, желтым шелком") Медея Тезей Ариадне Ахиллес у алтаря Антоний Орфей и аргонавты В полдень Из песен Мальдуна Каменщик Гребцы триремы Кинжал К согражданам Цусима Юлий Цезарь Одному из братьев Знакомая песнь Цепи Паломникам свободы Лик медузы Довольным Грядущие Гунны К счастливым Фонарики Слава толпе Духи огня Конь блед Из сборника "ВСЕ НАПЕВЫ" Поэту Сумерки Век за веком Усталость Встреча Ранняя осень Холод Монах Городу Вечерний прилив Хвала человеку Дедал и Икар К медному всаднику Опять в Венеции На форуме Служителю муз Флореаль 3 года Дух земли Наш демон Кому-то Начинающему Сеятель Не вошедшие в сборники * * *...
9. Семь земных соблазнов. (Примечания)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: (Примечания) Примечание Впервые напечатано: Северные цветы. Альманах пятый книгоиздательства "Скорпион". М., 1911, с. 169 - 220, под общим заглавием: "Семь земных соблазнов. Отрывки из романа". Печатается по тексту этого издания. Публикации отрывков в "Северных цветах" было предпослано редакционное предисловие, написанное, безусловно, самим Брюсовым: От редакции Роман из будущей жизни, "Семь земных соблазнов", над которым В. Я. Брюсов работает уже давно и сведения о котором не раз появлялись в печати, в полном своем виде может быть издан лишь через несколько лет. Разделенный на семь частей, по числу традиционных "семи грехов", - Богатство, Сладострастие, Опьянение, Жестокость, Праздность, Слава, Месть, - он должен обнять все стороны человеческой жизни и пересмотреть все основные страсти человеческой души. Каждая часть представляет собою более или менее самостоятельное целое, которые все связаны между собою только образом главного действующего лица. Редакция Альманаха полагает, что читателям небезынтересно будет познакомиться с этим произведением по тем отрывкам из первой части романа, которые предложены в ее распоряжение автором. Она считает, однако, своим долгом предупредить, что печатаемые ею страницы составляют первоначальные наброски, которые еще подлежат...
10. Александрова Т. Л.: Валерий Брюсов
Входимость: 1. Размер: 89кб.
Часть текста: Я, вождь земных царей и царь, Ассаргадон. Что можно сказать об авторе этого стихотворения, если ничего больше о нем не знать? – Довольно много. Что этот автор блестяще владеет классической формой сонета (можно даже уточнить – сонета английского типа, наподобие шекспировских). Что стих его звучен и – само собой напрашивается определение – чеканен. Что автор, очевидно, блестящий знаток древней истории и, как сейчас говорят, культурологии, что он великолепно вжился в роль древневосточного правителя. Еще – что он прекрасно знает европейскую литературную традицию и, несомненно, ориентируется на известное стихотворение Шелли "Озимандий". И много можно произнести похвал, смысл которых сводится к той, что прозвучала некогда в адрес Брюсова из уст Максима Горького: "Самый культурный писатель России". И это вполне справедливо. Что можно сказать об авторе того же произведения, если знать – как по свидетельству многих современников, так и по собственным его признаниям, – что восточный деспот – это заветное лирическое "я" самого поэта, что встихотворении нет ни капли иронии, что принципы своего лирического героя сам поэт последовательно проводил в жизни. – Пожалуй, только одно: что автор – страшный человек. И это тоже справедливо. "Три слова являют нам Брюсова: воля, вол, волк, - писала Марина Цветаева. –Триединство не только звуковое – смысловое: и воля – Рим, и вол – Рим, и волк – Рим. Трижды римлянином был Валерий Брюсов – волей и волом – в...