Cлово "ИСКУССТВО"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  

Варианты слова: ИСКУССТВУ, ИСКУССТВА, ИСКУССТВЕ, ИСКУССТВОМ

1. Ключи тайн
Входимость: 126.
2. О искусстве
Входимость: 65.
3. Литературная жизнь Франции. Научная поэзия
Входимость: 40.
4. Ненужная правда. По поводу Московского Художественного театра
Входимость: 30.
5. Miscellanea. Замечания, мысли о искусстве, о литературе, о критиках, о самом себе
Входимость: 29.
6. А. А. Фет. Искусство или жизнь
Входимость: 24.
7. Священная жертва
Входимость: 24.
8. Белый А.: Венок или венец (старая орфография)
Входимость: 23.
9. Учители учителей. 4. Эгейское искусство
Входимость: 19.
10. Вячеслав Иванов. Андрей Белый
Входимость: 18.
11. Федоров В. С.: Поэт XX века
Входимость: 15.
12. А. Белецкий. Первый исторический роман В. Я. Брюсова
Входимость: 15.
13. Валерий Брюсов. Здравого смысла тартарары
Входимость: 15.
14. Новые течения в русской поэзии
Входимость: 14.
15. Карл V. Диалог о реализме в искусстве
Входимость: 13.
16. О "речи рабской", в защиту поэзии
Входимость: 12.
17. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 1. 2. 1. Формирование литературных взглядов В. В. Розанова (книга «О понимании»)
Входимость: 12.
18. С. Венгеров. Валерий Брюсов
Входимость: 12.
19. Синтетика поэзии
Входимость: 11.
20. Золотое руно
Входимость: 11.
21. Учители учителей. 7. Пирамиды
Входимость: 11.
22. Вчера, сегодня и завтра русской поэзии
Входимость: 11.
23. Белый А.: Луг зеленый (отрывок - Брюсов)
Входимость: 11.
24. Учители учителей. 8. Исторические аналогии
Входимость: 10.
25. Учители учителей. 5. История эгейцев
Входимость: 10.
26. Чулков - В. Я. Брюсов
Входимость: 10.
27. Из сумрака вышедши к свету...
Входимость: 10.
28. Арватов Б. И.: Контр-революция формы
Входимость: 9.
29. Ник. Вашкевич. "Дионисово действо современности"
Входимость: 9.
30. Валентинов H.: Брюсов и Эллис
Входимость: 9.
31. Современные соображения
Входимость: 9.
32. Тяпков С. И.: Брюсов В. Я. - биобиблиографическая справка
Входимость: 8.
33. Учители учителей. 6. Эгейя и Египет
Входимость: 8.
34. Биография (вариант 4)
Входимость: 8.
35. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. Введение
Входимость: 7.
36. Александрова Т. Л.: Валерий Брюсов
Входимость: 7.
37. В.Ф. Ходасевич. "Некрополь". Конец Ренаты
Входимость: 7.
38. К. Д. Бальмонт. Статья первая. Будем как солнце!
Входимость: 7.
39. Поэзия Армении и ее единство на протяжении веков. Глава 3
Входимость: 6.
40. С. П. Ильёв. "Огненный Ангел". Введение в комментарий
Входимость: 6.
41. М. П. Алексеев. Мур и русские писатели XVII века
Входимость: 6.
42. Смысл современной поэзии
Входимость: 6.
43. Волошин М. А.: Лики творчества (отрывок)
Входимость: 6.
44. Учители учителей. 3. Хозяева лабиринта
Входимость: 6.
45. Айхенвальд Ю. И.: Валерий Брюсов
Входимость: 6.
46. Н. Гумилев. Жемчуга
Входимость: 5.
47. Розанов В. В.: О символистах и декадентах
Входимость: 5.
48. Смена культур
Входимость: 5.
49. Гиппиус З. Н.: Одержимый
Входимость: 5.
50. Стихи 1911 года
Входимость: 5.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Ключи тайн
Входимость: 126. Размер: 35кб.
Часть текста: искусства, самая первобытная стадия в отношениях человеческой мысли к искусству. Людям кажется так естественно, что искусство, если оно существует, должно быть пригодно для их ближайших маленьких нужд и надобностей. Они забывают, что в мире есть множество вещей, для людей совершенно бесполезных, как например красота, и что сами они в своей жизни постоянно совершают поступки совершенно бесполезные - любят, мечтают. Конечно, нам смешно теперь, когда Тассо уверяет, что поэтические вымыслы подобны "сластям", которыми обмазывают края сосуда с горьким лекарством; мы с улыбкой читаем стихи Державина к Великой Екатерине, где он сравнивает поэзию со "сладким лимонадом". Но разве сам Пушкин, который частью под влиянием отголосков шеллинговской философии, частью самостоятельно дойдя до таких взглядов, поносил "печной горшок" и попрекал чернь за искание "пользы", в "Памятнике" не обмолвился такими стихами: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, А Жуковский, приспособляя стихотворение Пушкина к печати, разве не поставил дальше уже прямо: Что прелестью живой стихов я был полезен... Что и дало повод торжествовать Писареву. В большой публике, в той публике, которая знает искусство в форме романов в журналах, оперных представлений, симфонических концертов и картинных выставок, до сих пор безраздельно господствует убеждение, что все назначение искусства - давать благородное развлечение. Танцевать на балах, кататься, играть в винт - тоже развлечения, но менее благородные; и люди, принадлежащие к интеллигенции, должны, между прочим, читать Короленко, а то и Метерлинка, слушать Шаляпина и бывать на Передвижной и на декадентских выставках. Роман помогает провести время в вагоне или перед сном в постели, в опере встречаешь знакомых, на картинной выставке рассеиваешься. И эти люди достигают своих целей, действительно отдыхают, рассеиваются, смеются, засыпают. Защитником "полезного...
2. О искусстве
Входимость: 65. Размер: 24кб.
Часть текста: ибо годы жил только искусством и для искусства. Много общих настроений, много взглядов на мир и на жизнь сменилось в душе моей; быстро становились для меня прошлым, и осужденным прошлым, сборники моих стихов. Но думаю, что мне не придется отказываться от тех суждений, которые я изложу здесь. Все это уже решено для меня. Я далек от того, чтобы настаивать на новизне всех моих положений. Знаю, что многое сходное с ними высказывалось не раз за последние годы. Скорей я считаю себя выразителем того понимания искусства, к которому разными путями идет большинство нашего времени. Моей задачей было только развить уже выраженное, и разбросанное объединить общим основанием. Есть сходство в моем определении искусства с положениями Л. Толстого, изложенными им в замечательном сочинении о искусстве. И Толстой, и я мы считаем искусство средством общения. Позволяю себе напомнить, что я высказывал то же и раньше, в своем предисловии к первому изданию Chefs d'oeuvre (1895 г.). Там сказано: «Наслаждение произведением искусства состоит в общении с душою художника… Сущность в произведении искусства — это личность художника; краски, звуки, слова — материал; сюжет и идея — форма». Но Толстой углубил этот взгляд. Он, вслед за некоторыми иностранными писателями, отказался в учении о искусстве от понятия красоты. Особой красоты искусства, — говорит он, — нет; если и красиво создание искусства, не в том его сущность. С этим и я соглашаюсь, принимаю без оговорок. Толстой еще остерегает не искать в...
3. Литературная жизнь Франции. Научная поэзия
Входимость: 40. Размер: 37кб.
Часть текста: не будет никакой возможности написать ни одной ноты. Искусство падает по мере того, как торжествует разум. Создайте мне сегодняшнего Гомера, сегодняшнего Данте! Но как? Воображение имеет свои химеры, свои видения. Вы уничтожите химеры, и тогда прощай искусство!" Года два назад в том же смысле высказался Сюлли-Прюдом в предисловии к новой "Антологии" современных французских поэтов 2*. "В поэзии нет эволюции, - заявил он. - Образ вселенной видоизменился для каждого культурного ума. Небо для нас уже не покров с подвешанными, для нашего освещения, лампадами: оно - бесконечное пространство: без дна и без вершины. Шаровидность земли отодвинула в неопределенную даль столбы Геркулеса. Стираются грани между миром животным и растительным. Вещество все более и более теряет свой характер грубой косности, непременно протяженной: физика и химия стремятся утончить его, обратив в систему точек, центров сил, лишенных протяжения. Бесчисленные чудеса прославляют мощь человеческого ума. Но ничего из...
4. Ненужная правда. По поводу Московского Художественного театра
Входимость: 30. Размер: 27кб.
Часть текста: — это форма; образы, краски, звуки — материал. Каково содержание гетевского Фауста? — душа Гете. Что же такое взятая им легенда о Фаусте и различные философские и нравственные идеи, объединяющие драму? это — ее форма. А образ Фауста, Мефистофеля, Гретхен, Елены и все частные образы, наполняющие отдельные стихи, — это материал, из которого ваял Гете. Подобно этому содержание любой скульптуры — душа ваятеля в те мгновения, которые он переживал, замышляя и создавая свое творение; сцена, изображенная в скульптуре, — ее форма, а мрамор, бронза или воск — материал. Необходимо строго различать эти три элемента, наличные в каждом художественном создании. Важнейший из них, разумеется, содержание. Оно именно дает значение художественному созданию, делает его тем, что оно есть. Если художник не вложил в свое создание своей души, он просто не создал ничего; таковы все подражательные произведения, перепевы. Напротив, художник может менять свой материал, но творить по сущности одинаковые создания. Одну и ту же статую можно сделать из мрамора и из бронзы; в переводных стихах часто иные образы, чем в оригинале; Д. Г. Россетти воплощал свой замысел и в стихах, и в красках. Художник может менять и форму, т. е. может проповедовать то одни идеи, то другие, исповедовать ...
5. Miscellanea. Замечания, мысли о искусстве, о литературе, о критиках, о самом себе
Входимость: 29. Размер: 60кб.
Часть текста: выражений, ясностью и точностью мысли, его создания — проза, хотя бы они и были написаны стихами, размеренными строчками с рифмами или без оных (пример: весьма многие стихотворения, часто вовсе не «плохие»). Оживленное слово — вот результат творчества поэта; оживить слово — вот его задача. 2 Выражения «поэзия» и «проза» от долгого употребления утратили определенность своих очертаний, т. е. не покрывают вполне определенных понятий. В смысле широком «поэзия» — все создания искусства, выраженные словом. Тогда и роман, например, «Война и мир», также — поэзия. В более узком (и более подлинном) смысле, «поэзия» — особый род словесного искусства, противопоставляемый «художественной прозе». Роман — не «поэзия» (в этом смысле), но «художественная проза». Так, в «Евгении Онегине», написанном прекрасными стихами, не мало мест, которые, по справедливости, должно отнести не к «поэзии», а к «художественной прозе», и Пушкин очень тонко назвал свое создание не «поэмой», а «романом». Заметим еще, что деление на «поэзию» и «художественную прозу» не имеет ничего общего с делением на «лирику» и не «лирику». Лирика истинна — всегда поэзия, но поэзия — не всегда лирика. 3 Не помню, кто сравнил «стихотворения в прозе» с гермафродитом. Во всяком случае, это — одна из несноснейших форм литературы....

© 2000- NIV