Поиск по творчеству и критике
Cлово "1975"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Гора Звезды. (Комментарии)
Входимость: 2. Размер: 2кб.
2. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. Библиография
Входимость: 1. Размер: 25кб.
3. Рея Сильвия. (Примечания)
Входимость: 1. Размер: 13кб.
4. Элули, сын Элули
Входимость: 1. Размер: 21кб.
5. Тяпков С. И.: Брюсов В. Я. - биобиблиографическая справка
Входимость: 1. Размер: 25кб.
6. Моцарт. (Примечания)
Входимость: 1. Размер: 4кб.
7. Михайлова М. В.: Литературное окружение молодого В. Брюсова
Входимость: 1. Размер: 22кб.
8. Брюсов. Музей. Музей "Cеребряного века" ("Дом В. Я. Брюсова")
Входимость: 1. Размер: 7кб.
9. Русская поэзия серебряного века. О Валерии Брюсове (автор неизвестен)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
10. Рецензии (на произведения И. Анненского)
Входимость: 1. Размер: 15кб.
11. Федоров В. С.: Поэт XX века
Входимость: 1. Размер: 28кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Гора Звезды. (Комментарии)
Входимость: 2. Размер: 2кб.
Часть текста: Гора Звезды. (Комментарии) КОММЕНТАРИИ Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) - русский, советский писатель, поэт, критик, переводчик, ученый-литературовед. Более 80 книг стихов, прозы, критики и переводов принадлежит перу В. Брюсова. Он был видным специалистом по римской поэзии, французскому символизму, по творчеству А.Пушкина и Ф.Тютчева, теории русского стиха. Большим успехом пользовались его исторические романы "Огненный ангел" и "Алтарь победы". Интерес к фантастике проходит через всю жизнь В.Брюсова. Роман "Гора Звезды" является самым большим фантастическим произведением писателя. Он работал над ним с 1895 по 1899 год. Впервые роман был опубликован в альманахе "Фантастика 73-74" в 1975 году. Интересны и другие фантастические произведения В.Брюсова: драматические сцены "Земля", рассказ "Республика Южного Креста", небольшие сочинения "Восстание машин" и "Мятеж машин" и, наконец, повесть "Первая междупланетная экспедиция" о полете на Марс, над которой писатель работал уже после Октябрьской революции. В. Брюсов написал также несколько фантастических стихотворений, занимался теоретическими проблемами научно-фантастической литературы. Роман публикуется по: Фантастика 73-74. М.: Молодая гвардия, 1975. 1. Мози-оа-Тунья - водопад в Эфиопии. 2. Язык одной из многочисленных народностей - кафов, живущих в юго-западной Эфиопии.
2. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. Библиография
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: М., 1999. 7. Розанов В. В. Возрождающийся Египет / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. М., 2002. 8. Розанов В. В. Иная земля, иное небо… Полное собрание путевых очерков 1899-1913 гг. / Под ред. В. Г. Сукача. М., 1994. 9. Розанов В. В. Когда начальство ушло… 1905-1906 гг. / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. М., 1997. 10. Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. М., 1996. 11. Розанов В. В. Листва: Из рукописного наследия. М., 2001. 12. Розанов В. В. Литературные изгнанники: Н. Н. Страхов. К. Н. Леонтьев / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. М., 2001. 13. Розанов В. В. Люди лунного света. Репринт изд. 1913 г. М., 1990. 14. Розанов В. В. Метафизика христианства. М., 2000. 15. Розанов В. В. Мимолетное. 1914 г. // Розанов В. В. Когда начальство ушло… 1905- 1906 гг. М., 1997. С. 193–596. 16. Розанов В. В. Мимолетное / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. М., 1994. 17. Розанов В. В. Мысли о литературе / Вступ. статья и комм. А. Н. Николюкина. М., 1989. 18. Розанов В. В. Несовместимые контрасты жития: Литературно-эстетические работы разных лет / Сост. и вступ. статья В. В. Ерофеева. М., 1990. 19. Розанов В. В. О писательстве и писателях / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. М., 1995. 20. Розанов В. В. О...
3. Рея Сильвия. (Примечания)
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: привлекала к себе пристальное внимание Брюсова на протяжения всей его творческой жизни. Еще в 1894 г. он работал над незавершенным романом "Грань", описывавшим заговор против императора Валентиниана III в 455 г. (Гречишкин С. С. Ранняя проза В. Я. Брюсова. - Русская литература, 1980, Љ 2, с. 204 - 205). Позднее Брюсовым был написан роман из жизни Рима IV века "Алтарь Победы" (1911 - 1912); в 1910-е гг. он работал и над его продолжением - незавершенным романом "Юпитер поверженный". Подробнее об интересе Брюсова к истории и культуре Древнего Рима см. в статье М. Л. Гаспарова "Брюсов и античность" (Брюсов В. Собр. соч. в 7-ми т., т. 5. М., 1975, с. 543 - 555). Характеризуя место действия "Реи Сильвии", историк и филолог-классик А. И. Малеин пишет: "Повесть эта интересна также и с археологической стороны. Несомненно, до автора дошли появившиеся в то время даже и в нашей повседневной и повременной прессе многочисленные сведения о производившихся в Риме археологических разысканиях, в силу которых многие развалины, находившиеся в окрестностях Эсквилина и носившие прежде разные наименования, были признаны остатками знаменитого дворца Нерона - domus aurea ("Золотой дом"), этого грандиозного сооружения, которое, применительно к нашему времени, должно было воспроизводить прежнее Царское Село в центре Петербурга или Версаль в середине Парижа, но, конечно, в более грандиозных размерах. Достаточно напомнить, что вмещавший по самому скромному счету 48 тысяч зрителей Колизей <...> был построен на месте одного только искусственного пруда в парке императора. В ...
4. Элули, сын Элули
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: Валерий Яковлевич Брюсов. Элули, сын Элули Рассказ о древнем финикийце I Молодой ученый Дютрейль, уже обративший на себя внимание трудами по вопросу о головных уборах у карфагенян, и его бывший учитель, ныне - друг, член-корреспондент академии надписей, Бувери работали над раскопками на западном берегу Африки, в области французского Конго, южнее Майамбы. То была маленькая экспедиция, снаряженная на частные средства, в которой участвовало первоначально человек восемь. Однако большинство участников, не выдержав убийственного климата, уехало под тем или другим предлогом. Остались только Дютрейль, юношеский энтузиазм которого преодолевал все трудности, да старик Бувери, всю жизнь мечтавший принять участие в важных раскопках по своей специальности и в старости достигший этой цели, благодаря покровительству своего молодого друга. Раскопки были чрезвычайно интересны: никто до сих пор не полагал, что финикийские колонии распространялись так далеко на юг по западному берегу Африки, переходя за экватор. Каждый день работы обогащал науку и открывал новые перспективы на положение Финикии и ее торговые сношения в IX веке до Р. X. Работа, однако, была крайне тяжелой. Из всех европейцев с Дютрейлем и Бувери оставался лишь их слуга Виктор, а все рабочие были местные негры из племени бавилей. Правда, было решено, что на смену уехавшим прибудут другие археологи и привезут с собой как рабочих-французов, так и новый запас необходимых инструментов, оружия и съестных припасов, а также...
5. Тяпков С. И.: Брюсов В. Я. - биобиблиографическая справка
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: басни, повести, пьесы, очерки. Вышла маленькая книжка Бакулина "Басни провинциала" (М., 1864). Отец Брюсова Яков Кузьмич, был человеком демократических убеждений, атеистом, интересовался математикой, медициной, сельскохозяйственными и другими "позитивными" науками, читал Дарвина и Маркса, владел французским языком, хорошо знал русскую литературу, писал стихи -- некоторые из них были напечатаны в газетах. В зрелые годы отошел от торговых дел. Воспитывали Б., как он вспоминал, "в принципах материализма и атеизма". Особо почитавшимися в семье литераторами были Н. А. Некрасов и Д. И. Писарев. С детства Б. прививались позитивистски-рационалистические взгляды на жизнь, интерес к естественным наукам, независимость суждений, вера в великое предназначение человека-творца. "От сказок, от всякой "чертовщины" меня усердно оберегали,-- вспоминал Б.,-- зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Нечего говорить, что о религии в нашем доме и помину не было <...>. После детских книжек настал черед биографий великих людей... Эти биографии произвели на меня сильнейшее впечатление; я начал мечтать, что сам непременно сделаюсь "великим"..." (Автобиография. -- С. 102--103). Общедемократические и позитивистские начала воспитания сказались на всем дальнейшем жизненном и творческом пути Б., с достаточным основанием заявившего на своем юбилее в 1923 г.: "Сквозь символизм я прошел с тем миросозерцанием, которое с детства залегло в глубь моего существа" (Валерию Брюсову. -- М., 1924. -- С. 56). Получив...
6. Моцарт. (Примечания)
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Часть текста: работал над повестью в 1915 г. (под текстом помета: "Кончено 3 сент <ября> 1915 года") и предполагал опубликовать ее в журнале "Русская мысль". Уже 14 августа 1915 г. он сообщал секретарю редакции А. П. Татариновой: "Рассказ "Моцарт" (около 1 печ. листа) будет доставлен в течение 7 - 10 дней" (ИРЛИ, ф. 444, ед. хр. 46). Однако другие дела (прежде всего работа над антологией "Поэзия Армении") отодвинули исполнение этого обещания. 8 ноября 1915 г. Брюсов писал Татариновой, что приложит "все усилия", чтобы в скором времени представить "рассказ (маленькую повесть) "Моцарт", совершенно <...> написанный и нуждающийся не столько в поправках, сколько просто в переписке с оригинала". Однако и эта завершающая фаза работы растянулась на долгие месяцы. 1 октября 1916 г. Брюсов, после многократных обещаний, вновь сообщал Татариновой: "..."в ближайшем" будущем надеюсь прислать пресловутого "Моцарта" (Там же), но рукопись в редакцию так и не поступила. История создания и содержание повести анализа руются в статье: Дербенева А. Неопубликованная повесть Брюсова "Моцарт". - В кн.: Брюсовский сборник. Ставрополь, 1975, с. 149 - 156. Стр. 294. ...Как унижает сердце нам она! - слова из монолога Альбера в "Скупом рыцаре" Пушкина (сцена I). Стр. 298. ...от 20 числа до 20-го! - "Человек (люди) двадцатого числа" - дореволюционное ироническое выражение о чиновниках, получавших жалование 20-го числа каждого месяца. Стр. 311. ...книга Фореля о половом вопросе... - исследование "Половой вопрос" (1905) известного швейцарского невропатолога, психиатра и социолога Августа Фореля (1848 - 1931). Стр. 313. Штраус Рихард (1864 - 1949) - немецкий композитор. Дебюсси Клод Ашиль (1862 - 1918) - французский композитор. Фор Жан Батист (1830 - 1914) - французский певец и композитор, автор многочисленных...
7. Михайлова М. В.: Литературное окружение молодого В. Брюсова
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Часть текста: В.: Литературное окружение молодого В. Брюсова Литературное окружение молодого В. Брюсова Поступление на историко-филологический факультет Московского университета в 1893 г. совпало у Брюсова с началом его литературной деятельности. Занятия в университете поглощают его целиком ("занимаюсь по пятнадцати часов в сутки", "отчаянно занимаюсь", - жаловался он 1 ) и на литературное творчество остается совсем немного времени. Однако это не помешало Брюсову, тогда еще студенту первого курса, уже в феврале 1894 г. выпустить сборник "Русские символисты". Но, возможно, именно поглощенность учебой и подготовкой "Русских символистов" не позволили Брюсову сразу же включиться в студенческую жизнь. Поэтому в "Кружок любителей западноевропейской литературы", созданный на историко-филологическом факультете, он приходит только во втором семестре 1894 г., когда кружок приобрел уже достаточную известность. И приходит литератором с определенной "декадентской" репутацией. О степени заинтересованности поэта "Кружком" и о его значении в творческой судьбе Брюсова (по крайней мере на определенном, пусть и кратком отрезке времени) свидетельствуют записи поэта в...
8. Брюсов. Музей. Музей "Cеребряного века" ("Дом В. Я. Брюсова")
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: тогда это был двухэтажный жилой дом, с деревянным вторым этажом («низ каменный, верх деревянный») и характерной для того времени классической обработкой фасада. Усадьба – дом и два флигеля -принадлежала в XIX веке купеческим семьям – сначала купцам Аршиновым, затем Молчановым, пока наконец в 1895 году ее не купил купец 2-й гильдии Кузьма Денисович Баев. Позже, в 1909 году, она перешла по наследству к его сыну Ивану Кузьмичу, который решил кардинально перестроить старый дом, пригласив для этих целей архитектора Владимира Ивановича Чагина. Чагин спроектировал для Баева особняк в формах «северного модерна» - выразительное двух-трехэтажное здание с асимметрично решенными фасадами, кровлей сложной формы с островерхой крышей над входной зоной, и с оригинально устроенным входом в заглубленной арочной нише. Для хозяйской семьи была предназначена квартира во втором этаже с большой мансардой наверху, а квартира на первом этаже сдавалась внаем. Именно эту квартиру в августе 1910 года и снял для себя и своей жены поэт Валерий Яковлевич Брюсов. Брюсов тогда уже был известным на всю Россию поэтом и писателем, одним из основоположников русского символизма, «мэтром», оказавшим влияние не на одно поколение поэтов. Его авторитет в литературных кругах и...
9. Русская поэзия серебряного века. О Валерии Брюсове (автор неизвестен)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Часть текста: и хотел стать ее вождем, чтобы войти хотя бы "двумя строчками в историю всемирной литературы" (его слова). В ранней брюсовской лирике (сборники "Chefs d'oeuvre". M., 1895 и "Me eum esse". M., 1896) видно намерение эпатировать, озадачить читателя; экзотические образы связаны произвольно, порой алогично; усиливая музыкальность стиха, поэт стремится внушить свое настроение, заворожить им. Лирический герой Брюсова - сильная личность, персонаж из истории или мифа - не просто навеян Ницше, он близок индивидуальности самого поэта мужественным началом. Автор скандально известного моностиха "О, закрой свои бледные ноги!" Брюсов, пройдя через улюлюканье критики, разрушил прежнюю поэтическую систему и старое читательское восприятие. В споре сторонников "утилитарного" и "чистого" искусства Брюсов не причислял себя ни к тем, ни к другим (статья-манифест "Ключи тайн", 1904), но настойчиво требовал права художника на свободу. Поэт вне общественной, философской, религиозной борьбы, заявлял Брюсов. Он не разделял взглядов на символизм как на миропонимание ни с Мережковским, ни с Вяч. Ивановым, ни с А. Белым, ни с Блоком. Для Брюсова символизм только литературная школа, чья задача - утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить сложный мир современника. С появлением книг "Tertia vigilia" (M., 1900) и "Urbi et orbi" (M., 1903) начинается зрелость Брюсова. Теперь его привлекают классический стих, гармония и мера в искусстве, музыкальность сменяется скульптурностью формы: "поэтом мрамора и бронзы" назовет Брюсова А. Белый. Начинается признание: брюсовские сборники произвели сильное впечатление на столь разных читателей, как Горький, Бунин, Блок. Брюсов действительно сумел воссоздать противоречивый, трагический, но притягательный мир человека ...
10. Рецензии (на произведения И. Анненского)
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: книгах. Отзывы о книгах русских, французских, немецких". Подпись: Аврелий. ИВАН РУКАВИШНИКОВ. Книга третья. Стихотворения. Спб. 1904 г. 1 р. 80 к. НИК. Т-О. Тихие песни. С приложением сборника стихотворных переводов "Парнасцы и Проклятые". Спб. 1904 г. 1 р. Оба этих стихотворных сборника должны быть выделены из числа других. Это ещё не поэзия, но уже предчувствие поэзии, обещание её. И. Рукавишников печатает третью книгу стихов. Сравнительно с двумя первыми он достиг многого. Значительно овладел стихом и вообще словом; что-то угадал в самом себе. Словно он подошёл вплотную к тонкой перегородке, отделяющей его от истинного творчества. Ещё усилие - преграда упадёт, и пред ним откроются бесконечные дали его мира, той единственной страны, которая уготована каждой личности, но в которую не все находят дорогу. По-видимому, И. Рукавишников человек образованный, но он шёл путём "самоучек", путём угадывания, добиваясь всего с самого начала. В его "третьей книге" много интересных попыток: пробы свободного стиха, искания новых впечатлений в повторении слов, в переломах размеров; некоторые стихотворения оригинально задуманы, картины схвачены с новой точки зрения; хотя нет ни одной пьесы, которая была бы хороша вся до конца. Главные недостатки И. Рукавишникова - мучительная проза, на которую слишком часто сбиваются его стихи, - проза и по форме, и по содержанию, - и затем излишнее пристрастие к разным ужасам, к мрачным образам и байроническим восклицаниям, которые нисколько не пугают и не потрясают, а часто просто смешны. Чтобы создать свою "поэзию ужаса" у И. Рукавишникова ещё нет сил. Книга Ник. Т-о - дебют неизвестного нам автора. У него хорошая школа. Его переводы, часто непозволительно далёкие от подлинника, из Бодлера, Леконт де Лиля, Верлена, Малларме, Роллина, Рембо,...