Поиск по творчеству и критике
Cлово "1922"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Вчера, сегодня и завтра русской поэзии
Входимость: 69. Размер: 94кб.
2. Сборники и стихи 1918 - 1924 годов
Входимость: 8. Размер: 16кб.
3. Лавров А. В.: Брюсов (Русские писатели. 1800 — 1917. Биографический словарь. Т. 1)
Входимость: 4. Размер: 10кб.
4. Тяпков С. И.: Брюсов В. Я. - биобиблиографическая справка
Входимость: 4. Размер: 25кб.
5. Осоргин М. А.: Валерий Брюсов. Клуб писателей
Входимость: 3. Размер: 14кб.
6. Среди стихов
Входимость: 3. Размер: 17кб.
7. Благой Д. Брюсов
Входимость: 2. Размер: 39кб.
8. В.Ф. Ходасевич. "Некрополь". Андрей Белый
Входимость: 2. Размер: 53кб.
9. Федоров В. С.: Поэт XX века
Входимость: 2. Размер: 28кб.
10. В.Ф. Ходасевич. "Некрополь". Есенин
Входимость: 2. Размер: 60кб.
11. Над картой Европы 1922 г
Входимость: 2. Размер: 1кб.
12. Эпштейн Михаил: Валерий Брюсов (Природа, мир, тайник вселенной...)
Входимость: 2. Размер: 4кб.
13. Чулков - В. Я. Брюсов
Входимость: 2. Размер: 56кб.
14. Сборники и стихи 1898 - 1908 годов
Входимость: 1. Размер: 29кб.
15. Будущее
Входимость: 1. Размер: 1кб.
16. Брюсов В.Я.: Почему должно изучать Пушкина?
Входимость: 1. Размер: 6кб.
17. Красное знамя
Входимость: 1. Размер: 1кб.
18. Принцип относительности
Входимость: 1. Размер: 1кб.
19. Статьи о Пушкине. Пушкин и крепостное право
Входимость: 1. Размер: 30кб.
20. Гроссман Л. П.: Последний отдых Брюсова
Входимость: 1. Размер: 23кб.
21. Брюсов Валерий: Здравого смысла тартарары
Входимость: 1. Размер: 37кб.
22. Гиппиус З. Н.: Одержимый
Входимость: 1. Размер: 74кб.
23. Новый синтаксис
Входимость: 1. Размер: 1кб.
24. Ходасевич В. Ф.: Erotopaegnia
Входимость: 1. Размер: 10кб.
25. Белецкий А.: Первый исторический роман В. Я. Брюсова
Входимость: 1. Размер: 91кб.
26. Все стихотворения (без переводов)
Входимость: 1. Размер: 21кб.
27. В.Ф. Ходасевич. "Некрополь". Гершензон
Входимость: 1. Размер: 21кб.
28. Биография (вариант 5)
Входимость: 1. Размер: 10кб.
29. Погоня за образами
Входимость: 1. Размер: 8кб.
30. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. Библиография
Входимость: 1. Размер: 25кб.
31. В.Ф. Ходасевич. "Некрополь". Брюсов
Входимость: 1. Размер: 47кб.
32. Лернер Н.: Саморазоблачение Валерия Брюсова
Входимость: 1. Размер: 5кб.
33. В.Ф. Ходасевич. "Некрополь". Сологуб
Входимость: 1. Размер: 25кб.
34. Загадка Сфинкса
Входимость: 1. Размер: 1кб.
35. Мир электрона
Входимость: 1. Размер: 1кб.
36. Хвала зрению
Входимость: 1. Размер: 1кб.
37. В.Ф. Ходасевич. "Некрополь". Гумилев и Блок
Входимость: 1. Размер: 30кб.
38. Молодость мира
Входимость: 1. Размер: 2кб.
39. Статьи о Пушкине. Разносторонность Пушкина
Входимость: 1. Размер: 13кб.
40. Биография (вариант 4)
Входимость: 1. Размер: 19кб.
41. В.Ф. Ходасевич. "Некрополь". Конец Ренаты
Входимость: 1. Размер: 26кб.
42. Стихи о голоде
Входимость: 1. Размер: 3кб.
43. В.Ф. Ходасевич. "Некрополь". Горький
Входимость: 1. Размер: 66кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Вчера, сегодня и завтра русской поэзии
Входимость: 69. Размер: 94кб.
Часть текста: Вместе с тем огромное все-таки количество альманахов, книг, книжек, брошюр со стихами, изданных за 5 лет, которые не все можно было вновь получить в руки, заставляло о многом говорить по памяти. Вполне возможно, что, делая посильную оценку нескольких сот изданий, я в иных случаях допустил суждения, недостаточно обоснованные. Во всех этих пропусках и промахах заранее прошу извинения, не столько у читателей, сколько у товарищей-поэтов. Однако важнее ответственность другого рода. Обозревая жизнь русской поэзии за годы 1917 - 1922, я должен был говорить о всех ее направлениях, т. е. о символистах и примыкающих к ним течениях, о футуристах и связанных с ними группах, о поэтах пролетарских и крестьянских. Подход к каждому из этих направлений представлял лично для меня особые трудности. Оценивая поэзию символистов, я должен был, по крайнему моему разумению, отнестись отрицательно к их деятельности за последние годы. Между тем я сам, как поэт, теснейшим образом связан с движением символизма. Доля обвинений, выдвинутых мною против символистов, падает и на меня. Само собой понятно, что я не считал уместным писать о своих собственных стихах. Но здесь, в предисловии, позволю себе сказать, что, действительно, признаю, поскольку способен критически отнестись к себе, и свои стихи 1912 - 1917 года не свободными от общих недостатков символической поэзии того периода. Но, продолжая столь же откровенно, думаю, что некоторых, роковых для символизма, путей мне удалось избежать и что мои стихи следующего пятилетия ("В такие дни", 1920 г.; "Миг", 1922 г.; "Дали", 1922 г.) выходят на иную дорогу. Однако решать этот вопрос, конечно, не мне. Напротив, я должен был признать значительность работы, исполненной футуристами за тот же период. Могут возразить, что я печатно давал несколько иную...
2. Сборники и стихи 1918 - 1924 годов
Входимость: 8. Размер: 16кб.
Часть текста: вожди! вы - вал, взметенный бурей") * * * ("Слепой циклон, опустошив") * * * ("Пора! склоняю взор усталый") Труд * * * ("Что день, то сердце все усталей") * * * ("Я доживаю полстолетья") * * * ("Великое вблизи неуловимо") * * * ("Я вырастал в глухое время") * * * ("Пусть вечно милы посевы, скаты") * * * ("Не довольно ль вы прошлое нежили") Будущее * * * ("Развертывается скатерть, как в рассказе о Савле") Dolce far niente В ТАКИЕ ДНИ Сборник вышел в Государственном издательстве в 1921 году. Парки в Москве (с. 217). Парки - в римской мифологии богини судьбы, изображавшиеся в виде трех старух, прядущих нить человеческой жизни. Иван Калита - московский князь, названный первым собирателем Русской земли. Товарищам интеллигентам (с. 218). Инвектива - гневное выступление против кого-нибудь. Леру Пьер - французский социалист-утопист. Мятеж (с. 220). Эмиль Верхарн - бельгийский поэт. Брюсов был первым переводчиком его стихов и поэм на русский язык. Романтикам (с. 223). Цветок голубой - символ романтической мечты, романтического недостижимого идеала. Лоэнгрин - один из рыцарей общества св. Грааля, отправившийся в Индию на...
3. Лавров А. В.: Брюсов (Русские писатели. 1800 — 1917. Биографический словарь. Т. 1)
Входимость: 4. Размер: 10кб.
Часть текста: Франция, Бельгия, 1909; Голландия, 1913). Писать стихи начал с 1881 г. Первая публикация — «Письмо в редакцию» детского журнала «Задушевное слово» (1884). В 1894 — 1895 гг. издал три сборника «Русские символисты», составленные преимущественно из стихов Брюсова (в том числе под псевдонимами), А. Л. Миропольского и малоизвестных литераторов. Всероссийскую скандальную известность принесло Брюсову однострочное стихотворение «О, закрой свои бледные ноги» в третьем выпуске «Русских символистов». Первый сборник переводов — «Романсы без слов» П. Верлена (1894). Первая книга стихотворений — «Chefs d’œuvre» (1895), следующая — «Me eum esse» (1897). С 1898 г. сотрудничал в журнале П. И. Бартенева «Русский архив», где помещал историко-литературные работы о Ф. И. Тютчеве, А. С. Пушкине, Е. А. Баратынском. При содействии И. А. Бунина состоялось первое выступление в массовой периодике — стихи и переводы в газете «Южное обозрение» (1899). С 1900 г. в газете «Русский листок» печатал стихи, рассказы, заметки, сотрудничал в спиритическом журнале «Ребус», с 1901 г. — в «Мире искусства» и «Ежемесячных сочинениях» И. И. Ясинского. В 1900 — 1903 гг. официальный сотрудник «Русского архива». Познакомился с историками...
4. Тяпков С. И.: Брюсов В. Я. - биобиблиографическая справка
Входимость: 4. Размер: 25кб.
Часть текста: Бакулина "Басни провинциала" (М., 1864). Отец Брюсова Яков Кузьмич, был человеком демократических убеждений, атеистом, интересовался математикой, медициной, сельскохозяйственными и другими "позитивными" науками, читал Дарвина и Маркса, владел французским языком, хорошо знал русскую литературу, писал стихи -- некоторые из них были напечатаны в газетах. В зрелые годы отошел от торговых дел. Воспитывали Б., как он вспоминал, "в принципах материализма и атеизма". Особо почитавшимися в семье литераторами были Н. А. Некрасов и Д. И. Писарев. С детства Б. прививались позитивистски-рационалистические взгляды на жизнь, интерес к естественным наукам, независимость суждений, вера в великое предназначение человека-творца. "От сказок, от всякой "чертовщины" меня усердно оберегали,-- вспоминал Б.,-- зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Нечего говорить, что о религии в нашем доме и помину не было <...>. После детских книжек настал черед биографий великих...
5. Осоргин М. А.: Валерий Брюсов. Клуб писателей
Входимость: 3. Размер: 14кб.
Часть текста: Брюсова. Любопытно, почтит ли кто-нибудь там или здесь его память. Недавно, перелистывая его напечатанный дневник, я вспомнил мимолетные с ним встречи в Москве, правда, -- совершенно незначительные; живя за границей в период расцвета его литературной славы, я близко никогда его не знал и познакомился с ним только в 1917 году не как с поэтом, а как с... представителем цензурного ведомства. В то время кооперативное объединение издавало газету "Власть народа", большую и богатую, в которую ушли писатели и публицисты "левее "Русских ведомостей". То ли было это во времена "керенские", то ли уже после октябрьского переворота (последнее вернее), но только нужно было обеспечить выход газеты на случай ее закрытия. Поэтому мы придумали еще два названия ("Родина" и "Наша Родина" 1 ) и решили их заявить, -- тогда был "явочный порядок". Вела газету редакционная коллегия, и для каждого названия был намечен подписывающий газету редактор; "Родину" должен был подписывать я, -- что и кончилось для меня позже судебным процессом, в котором меня обвинял Крыленко 2 ; но это -- между прочим, а говорить будем о Брюсове. Почему-то Брюсов был цензором, не переставая быть поэтом. А впрочем, в истории русской литературы это -- не первый случай, в военное же время писателей-цензоров было много; знавал я таких еще в болгаро-турецкую войну (Семен Радев, Василев и др.). С заявлением о "новой" газете я отправился знакомиться со знаменитым символистом. Принят был с исключительной любезностью и заметным смущением. О газете и говорить не пришлось ("разумеется, разумеется"), а обоюдно выразили удивление, что до сих пор не встречались ни в России, ни за границей, перебрали общие знакомства, немножко потолковали о литературе. Я спросил Брюсова, почему он не показывается в литературных кружках, в частности, в нашем...
6. Среди стихов
Входимость: 3. Размер: 17кб.
Часть текста: спорили и спорят много и ожесточенно. Не потому ли это, что в «Кузнице» есть поэты, есть о чем спорить? Может быть, в стихах поэтов других пролетарских групп и гораздо правильнее пересказаны партийные и иные директивы, но стихи-то эти — пока бледны и по прочтении как-то безнадежно забываются, почему и спорить о них трудно (говорим, конечно, вообще, оставляя в стороне исключения). А вот стихи Кириллова, Герасимова, Александровского, Филипченко, Казина, хотя и многое можно сказать против этих стихов, — в истории русской поэзии останутся. Оттого-то, при всех недостатках поэзии «Кузницы», — а недостатков этих, повторяем, много, — подробно говорить о ней стоит и должно. Ныне «Кузница» достаточно выяснилась, очертилась отчетливым кругом; первоначальное объединение по принципу исключительно идеологическому, включавшее писателей с самой разнообразной техникой, приобрело все черты определенной «литературной школы». Постепенно поэты «Кузницы», — не все, по большинство, — усвоили себе единообразные приемы, одинаковые подходы к темам. В этом есть свое преимущество, но в этом и то начало, которое, в конце концов, приводило все литературные школы к шаблону, к трафарету. Печать надуманности, нарочитости легла и на последние книги «Кузницы». Разумеется, единение идеологическое сохранилось, и в нем — лучшая спайка поэтов «Кузницы». Но на язык литературных принципов эта идеология была переведена еще в 1920 г. и с тех пор застыла в форме...
7. Благой Д. Брюсов
Входимость: 2. Размер: 39кб.
Часть текста: семье. Дед Б. по отцу - крепостной крестьянин, откупившийся на волю, - открыл в Москве пробочную торговлю, разбогател. Патриархальный купеческий быт, едва сложившись в семье Б., начал распадаться при отце поэта (также родился крепостным). Отец Б. оказался неспособным продолжать торговое дело; в молодости он увлекся идеями 60-х гг., дружил с некоторыми представителями революционного народничества; позднее завел скаковую конюшню, стал играть, пить, запутался в долгах. Б. рос в доме отца "в принципах материализма и атеизма", "лет восьми прочел Добролюбова и Писарева". Вместе с тем на его воспитании с самого начала сказался распад крепкого дедовского быта. Мальчик рос предоставленный самому себе, читал не по возрасту, вслед за отцом увлекался скачками (первыми печатными строками Б. была статейка в защиту тотализатора, в "Русском спорте" в 1889) и уже с 12 лет, по его собственному признанию, научился срывать все городские "цветы зла": "узнал продажную любовь", "заглянул в область кафе-шантанов и веселых домов". Учился Б. в частных гимназиях, затем на историко-филологическом факультете Московского университета (окончил в 1899). Писать начал ребенком, сочиняя "печатными буквами" "научные статьи", рассказы и стихи (первые стихотворные опыты относятся к 1881). Первым и долгое время единственным поэтом, к-рого знал Б., был Некрасов. Позднее Б. "подпал под влияние Надсона". К началу 90-х гг. познакомился с поэзией родоначальников французского...
8. В.Ф. Ходасевич. "Некрополь". Андрей Белый
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Часть текста: Белого, но он повлиял на меня сильнее кого бы то ни было из людей, которых я знал. Я уже не принадлежал к тому поколению, к которому принадлежал он, но я застал его поколение еще молодым и деятельным. Многие люди и обстоятельства, сыгравшие заметную роль в жизни Белого, оказались таковы же и по отношению ко мне. По некоторым причинам я не могу сейчас рассказать о Белом все, что о нем знаю и думаю. Но и сокращенным рассказом хотел бы я не послужить любопытству сегодняшнего дня, а сохранить несколько истинных черт для истории литературы, которая уже занимается, а со временем еще пристальнее займется эпохою символизма вообще и Андреем Белым в частности. Это желание понуждает меня быть сугубо правдивым. Я долгом своим (не легким) считаю - исключить из рассказа лицемерие мысли и боязнь слова. Не должно ждать от меня изображения иконописного, хрестоматийного. Такие изображения вредны для истории. Я уверен, что они и безнравственны, потому что только правдивое и целостное изображение замечательного человека способно...
9. Федоров В. С.: Поэт XX века
Входимость: 2. Размер: 28кб.
Часть текста: издал «Басни провинциала». Он был первым литературным учителем Брюсова. Рассказ о том, как однажды дед видел Пушкина, произвел на мальчика «сильнейшее впечатление». Отец Брюсова с молодости занимался самообразованием — изучал математику, медицину, читал Маркса, Бокля, Дарвина. В 1860-70-е сочувствовал революционным движениям, был поклонником Писарева и Чернышевского, близко знал многих революционеров, в т. ч. знаменитого Н. А. Морозова. Отец собрал неплохую домашнюю библиотеку, которой Брюсов начал пользоваться уже с 4 лет. Страсть к чтению становится его главным увлечением. «От сказок, от всякой "чертовщины",— вспоминал Брюсов,— меня усердно оберегали. <...> После детских книжек настал черед биографий великих людей. <...> Я начал мечтать, что сам непременно сделаюсь "великим". <...> Меня соблазняла слава Кеплеров, Фультонов, Ливингстонов» (Из моей жизни. С. 66-67). Сочинять стихи и прозу Брюсов стал с тех пор, как научился писать. Одно из самых ранних его произведений — «комедия» «Лягушка», написанная в возрасте 4 лет. Первой публикацией было «Письмо в редакцию» детского ж. «Задушевное слово» (1884. №16). В частную гимназию Ф. И. Креймана (1885-89) Б. был принят сразу во 2-й класс. На 2-м году обучения вместе ...
10. В.Ф. Ходасевич. "Некрополь". Есенин
Входимость: 2. Размер: 60кб.
Часть текста: хотел объединить стихи того, можно сказать, покаянного цикла, который взволновал и растрогал даже тех, кто ранее не любил, а то и просто не замечал есенинской поэзии. Эта небольшая книжечка мне понравилась. Захотелось о ней написать. Я и начал было, но вскоре увидел, что в этом сборнике - итог целой жизни, и что невозможно о нем говорить вне связи со всем предыдущим путем Есенина. Тогда я перечел "Собрание стихов и поэм" его - первый и единственный том, изданный Гржебиным. А когда перечел, то понял: сейчас говорить о Есенине невозможно. Книжка, меня (и многих других) взволновавшая, есть свидетельство острого и болезненного перелома, тяжелой и мучительной драмы в творчестве Есенина. Стало для меня несомненно, что настроения, отраженный в этом сборничке, переходные; они нарастали давно, но теперь достигли такой остроты, что вряд ли могут быть устойчивы, длительны; мне показалось, что так ли, иначе ли, - судьба Есенина вскоре должна решиться, и в зависимости от этого решения новые его стихи станут на свое место, приобретут тот или иной смысл. В ту минуту писать о них - значило либо не договаривать, либо предсказывать. Предсказывать я не отважился. Решил ждать, что будет. К несчастию, ждать оказалось недолго: в ночь с 27 на 28 декабря, в Петербурге, в гостинице. "Англетерр", "Сергей Есенин обернул вокруг...