Поиск по творчеству и критике
Cлово "1915"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Моцарт. (Примечания)
Входимость: 4. Размер: 4кб.
2. Лавров А. В.: Брюсов (Русские писатели. 1800 — 1917. Биографический словарь. Т. 1)
Входимость: 4. Размер: 10кб.
3. Александрова Т. Л.: Валерий Брюсов
Входимость: 3. Размер: 89кб.
4. Вчера, сегодня и завтра русской поэзии
Входимость: 2. Размер: 94кб.
5. Иванова Е., Щербаков Р.: Альманах В. Брюсова "Русские символисты" - судьбы участников
Входимость: 2. Размер: 93кб.
6. Александр Блок
Входимость: 2. Размер: 26кб.
7. Гиппиус З. Н.: Одержимый
Входимость: 2. Размер: 74кб.
8. Пильский П. М.: Валерий Брюсов
Входимость: 2. Размер: 21кб.
9. Игорь Северянин
Входимость: 2. Размер: 37кб.
10. В.Ф. Ходасевич. "Некрополь". Гершензон
Входимость: 1. Размер: 21кб.
11. Учители учителей. 8. Исторические аналогии
Входимость: 1. Размер: 45кб.
12. К стальным птицам
Входимость: 1. Размер: 2кб.
13. * * * ("Я устал от светов электрических")
Входимость: 1. Размер: 1кб.
14. Переводы. Сасунци Давид. (Приложения)
Входимость: 1. Размер: 14кб.
15. Восстание машин
Входимость: 1. Размер: 17кб.
16. Учители учителей. 7. Пирамиды
Входимость: 1. Размер: 46кб.
17. Валерий Брюсов. Краткая автобиография (1924 год)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
18. М. Лозинский. Валерий Брюсов и его перевод "Давида Сасунского"
Входимость: 1. Размер: 11кб.
19. В.Ф. Ходасевич. "Некрополь". Есенин
Входимость: 1. Размер: 60кб.
20. К Армении
Входимость: 1. Размер: 1кб.
21. Статьи о Пушкине. Маленькие драмы Пушкина
Входимость: 1. Размер: 14кб.
22. Парнок София (Андрей Полянин): По поводу последних произведений Валерия Брюсова
Входимость: 1. Размер: 16кб.
23. Д.П. Святополк-Мирский. Брюсов
Входимость: 1. Размер: 10кб.
24. Федоров В. С.: Поэт XX века
Входимость: 1. Размер: 28кб.
25. Завет Святослава
Входимость: 1. Размер: 2кб.
26. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 2. 2. Розанов и Гоголь
Входимость: 1. Размер: 9кб.
27. Обручение Даши. (Примечания)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
28. Биография (вариант 5)
Входимость: 1. Размер: 10кб.
29. Польша есть! (в ответ Эдуарду Слонскому)
Входимость: 1. Размер: 2кб.
30. Любимые мелочи
Входимость: 1. Размер: 1кб.
31. Рунт Б. М.: Валерий Брюсов и его окружение
Входимость: 1. Размер: 63кб.
32. * * * ("В моей душе, как в глубях океана")
Входимость: 1. Размер: 1кб.
33. Ходасевич В. Ф.: "Juvenilia" Брюсова
Входимость: 1. Размер: 11кб.
34. Биография (вариант 1)
Входимость: 1. Размер: 9кб.
35. В цыганском таборе
Входимость: 1. Размер: 1кб.
36. Элули, сын Элули
Входимость: 1. Размер: 21кб.
37. Статьи о Пушкине. Стихотворная техника Пушкина
Входимость: 1. Размер: 96кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Моцарт. (Примечания)
Входимость: 4. Размер: 4кб.
Часть текста: повесть) "Моцарт", совершенно <...> написанный и нуждающийся не столько в поправках, сколько просто в переписке с оригинала". Однако и эта завершающая фаза работы растянулась на долгие месяцы. 1 октября 1916 г. Брюсов, после многократных обещаний, вновь сообщал Татариновой: "..."в ближайшем" будущем надеюсь прислать пресловутого "Моцарта" (Там же), но рукопись в редакцию так и не поступила. История создания и содержание повести анализа руются в статье: Дербенева А. Неопубликованная повесть Брюсова "Моцарт". - В кн.: Брюсовский сборник. Ставрополь, 1975, с. 149 - 156. Стр. 294. ...Как унижает сердце нам она! - слова из монолога Альбера в "Скупом рыцаре" Пушкина (сцена I). Стр. 298. ...от 20 числа до 20-го! - "Человек (люди) двадцатого числа" - дореволюционное ироническое выражение о чиновниках, получавших жалование 20-го числа каждого месяца. Стр. 311. ...книга Фореля о половом вопросе... - исследование "Половой вопрос" (1905) известного швейцарского невропатолога, психиатра и социолога Августа Фореля (1848 - 1931). Стр. 313. Штраус Рихард (1864 - 1949) - немецкий композитор. Дебюсси Клод Ашиль (1862 - 1918) - французский композитор. Фор Жан Батист (1830 -...
2. Лавров А. В.: Брюсов (Русские писатели. 1800 — 1917. Биографический словарь. Т. 1)
Входимость: 4. Размер: 10кб.
Часть текста: детского журнала «Задушевное слово» (1884). В 1894 — 1895 гг. издал три сборника «Русские символисты», составленные преимущественно из стихов Брюсова (в том числе под псевдонимами), А. Л. Миропольского и малоизвестных литераторов. Всероссийскую скандальную известность принесло Брюсову однострочное стихотворение «О, закрой свои бледные ноги» в третьем выпуске «Русских символистов». Первый сборник переводов — «Романсы без слов» П. Верлена (1894). Первая книга стихотворений — «Chefs d’œuvre» (1895), следующая — «Me eum esse» (1897). С 1898 г. сотрудничал в журнале П. И. Бартенева «Русский архив», где помещал историко-литературные работы о Ф. И. Тютчеве, А. С. Пушкине, Е. А. Баратынском. При содействии И. А. Бунина состоялось первое выступление в массовой периодике — стихи и переводы в газете «Южное обозрение» (1899). С 1900 г. в газете «Русский листок» печатал стихи, рассказы, заметки, сотрудничал в спиритическом...
3. Александрова Т. Л.: Валерий Брюсов
Входимость: 3. Размер: 89кб.
Часть текста: слава. И вот стою один, величьем упоен, Я, вождь земных царей и царь, Ассаргадон. Что можно сказать об авторе этого стихотворения, если ничего больше о нем не знать? – Довольно много. Что этот автор блестяще владеет классической формой сонета (можно даже уточнить – сонета английского типа, наподобие шекспировских). Что стих его звучен и – само собой напрашивается определение – чеканен. Что автор, очевидно, блестящий знаток древней истории и, как сейчас говорят, культурологии, что он великолепно вжился в роль древневосточного правителя. Еще – что он прекрасно знает европейскую литературную традицию и, несомненно, ориентируется на известное стихотворение Шелли "Озимандий". И много можно произнести похвал, смысл которых сводится к той, что прозвучала некогда в адрес Брюсова из уст Максима Горького: "Самый культурный писатель России". И это вполне справедливо. Что можно сказать об авторе того же произведения, если знать – как по свидетельству многих современников, так и по собственным его признаниям, – что восточный деспот – это заветное лирическое "я" самого поэта, что встихотворении нет ни капли иронии, что принципы своего лирического героя сам поэт последовательно проводил в жизни. – Пожалуй, только одно: что автор – страшный человек. И это тоже справедливо. "Три слова являют нам Брюсова: воля, вол, волк, - писала Марина Цветаева. –Триединство не только звуковое – смысловое: и воля – Рим, и вол – Рим, и волк – Рим. Трижды римлянином был Валерий ...
4. Вчера, сегодня и завтра русской поэзии
Входимость: 2. Размер: 94кб.
Часть текста: вновь получить в руки, заставляло о многом говорить по памяти. Вполне возможно, что, делая посильную оценку нескольких сот изданий, я в иных случаях допустил суждения, недостаточно обоснованные. Во всех этих пропусках и промахах заранее прошу извинения, не столько у читателей, сколько у товарищей-поэтов. Однако важнее ответственность другого рода. Обозревая жизнь русской поэзии за годы 1917 - 1922, я должен был говорить о всех ее направлениях, т. е. о символистах и примыкающих к ним течениях, о футуристах и связанных с ними группах, о поэтах пролетарских и крестьянских. Подход к каждому из этих направлений представлял лично для меня особые трудности. Оценивая поэзию символистов, я должен был, по крайнему моему разумению, отнестись отрицательно к их деятельности за последние годы. Между тем я сам, как поэт, теснейшим образом связан с движением символизма. Доля обвинений, выдвинутых мною против символистов, падает и на меня. Само собой понятно, что я не считал уместным писать о своих собственных стихах. Но здесь, в предисловии, позволю себе сказать, что, действительно, признаю, поскольку способен критически отнестись к себе, и свои стихи 1912 - 1917 года не свободными от общих недостатков символической поэзии того периода. Но, продолжая столь же откровенно, думаю, что некоторых, роковых для символизма, путей мне удалось избежать и что мои стихи следующего пятилетия ("В такие дни", 1920 г.; "Миг", 1922 г.; "Дали", 1922 г.) выходят на иную дорогу. Однако решать этот вопрос, конечно, не мне. Напротив, я должен был признать значительность работы, исполненной...
5. Иванова Е., Щербаков Р.: Альманах В. Брюсова "Русские символисты" - судьбы участников
Входимость: 2. Размер: 93кб.
Часть текста: время", "Новости дня", "Северный вестник", "Мир Божий", и другие, всего появилось более 50 рецензий. Среди критиков был и философ и поэт Владимир Соловьев, под псевдонимом "Вл. С." опубликовавший в солидном "Вестнике Европы" три статьи и в них несколько пародий, о которых Брюсов писал П. П. Перцову: "Читая его пародии, я искренно восхищался; слабые стороны символизма схвачены верно..." 2 . Но эти статьи сыграли в некоторых отношениях и рекламную роль. Арсений Г. (И. Я. Гурлянд), первый журналист, посетивший "московских декадентов" и поместивший интервью с ними, отметил: "Очень большую ошибку сделал г. Вл. С., который в серьезном журнале первый обратил внимание на этих "шалунов"" 3 . Действительно, ругательные отзывы Соловьева во многом способствовали росту популярности альманаха. Почти ни один из тех, кого Брюсов опубликовал в своих "Русских символистах", в дальнейшем не сыграл сколько-нибудь существенной роли в литературе. Но история рождения ...
6. Александр Блок
Входимость: 2. Размер: 26кб.
Часть текста: юности, представляется как некоторое "падение". Поэтому поэзия Блока с годами разрастается вширь и вглубь, расцвечивается новыми красками, но одновременно с тем в ней над ранними светлыми гимнами постепенно получают преобладание настроения мрачные, порою близкие к безнадежности: от оптимистической веры она переходит к скептическому пессимизму. Первый сборник стихов Блока, под характерным заглавием "Стихи о Прекрасной Даме", появился в 1905 году, но составлен из стихотворений, написанных много раньше (1898 - 1904 гг.). Еще совсем юноша, А. Блок примыкал тогда, хотя жил в Петрограде, к небольшому московскому кружку молодых поэтов (Андрей Белый, С. Соловьев и др.), находившемуся под сильным влиянием идей Вл. Соловьева и начинавшейся в те годы религиозной проповеди Д. С. Мережковского. Вместе с Вл. Соловьевым эти юные мечтатели были уверены, что приблизился "конец всемирной истории", что скоро, едва ли не на днях, должен свершиться великий вселенский переворот, который в существе изменит жизнь человечества. Их возбужденному воображению везде виделись явные предвестия ...
7. Гиппиус З. Н.: Одержимый
Входимость: 2. Размер: 74кб.
Часть текста: черты, усиливают звук отдельной души, или дополняют его схожим звуком другой; бросают краски мазками, пятнами, как на декорациях. Это громадное дело; его можно делать и гениально, и бездарно... В моих "сказках действительности" я не истолковываю "человека". Я рассказываю о нем подлинном, настоящем, каким он прошел перед моими глазами,-- или даже мелькнул -- и каким он мне показался. Известен ли человек, обладает ли он какими-нибудь исключительными талантами или нет,-- все равно; ведь часто самые неизвестные, незаметные люди бывают интереснее, как люди, знаменитейших писателей и общественных деятелей. Я пишу лишь о тех, с кем встреч уже не жду на этом свете,-- потому ли, что они отошли за его черту, или потому, что отошли за непереступимую для меня черту человеческую, как Брюсов-большевик и другие. Повторяю, впрочем, то, что было сказано в рассказе "о Блоке": о живых или о мертвых пишешь -- надо говорить правду; и о живых или о мертвых пишешь -- надо о чем-то, о какой-то фактической правде, хорошей и дурной,-- умолчать. Эти умолчания не искажают образа. Но не надо прикасаться к "тайне Личности", которая должна быть,-- и все равно будет -- сокрыта навсегда. _______ Поэт Валерий Брюсов -- с 18-го, кажется, года -- коммунист. Мало того: он сразу же пошел в большевицкую цензурную комиссию,-- не знаю, как она у них там называется, чуть ли не сделался ее председателем и заявил себя цензором строгим, беспощадным,...
8. Пильский П. М.: Валерий Брюсов
Входимость: 2. Размер: 21кб.
Часть текста: двором, с широкими воротами, с белым надворным флигелем. "Дом купца Якова Брюсова". В надворном флигеле живет семья Брюсовых. Одна из комнат занята библиотекой. Как странно для будущего символиста: сверху донизу она вся состоит из переплетенных томов, на корешке которых золотом сияет: "Отечественные записки"! В этот флигель, в эту комнату гимназиста Валерия Брюсова по субботам будут приходить юные, зеленые, безусые участники длинных вечерних бесед, члены литературного кружка. Как много будет споров, сколько жара, какая пылкость надежд, сколько юной дерзости. 3. Это была Москва кружков. Это была эпоха кружков. Каких? Всяких! Но чаще всего и больше всего литературных. О, конечно, были экономические, были научные, но это -- единицы среди десятков общественно-литературных, а среди них самый молодой -- наш - кружок, собирающийся на Цветном бульваре. Зачинатели же его -- я и он, Валерий Брюсов, четырнадцатилетний ученик гимназии Поливанова, литературный революционер всего класса, вечный оппонент своего директора. Не курьез ли -- в гимназии литературного ортодокса, в гимназии "знаменитого Льва Поливанова" -- вдруг вырастает Валерий Брюсов. -- "Декадент"! "Символист"! "Безумец"! 4. Но и там, в гимназии, он все-таки на лучшем счету. Если не первый, то из первых. Брюсов везде должен быть первым! Его упорная настойчивость, его воля, его неуклонность, его трудолюбие, его сдержанность и эта внутренняя страстность, эта рассудочность и особенно его расчетливость, его умение все взвесить и вымерить, этот драгоценный талант, подаренный ему вместе с молоком матери, с кровью отцов, эти навыки предков-купцов, -- о, какую огромную и верную, какую незаменимую услугу окажут они этому холодному безумцу, этому размеренному новатору, этому дисциплинированному...
9. Игорь Северянин
Входимость: 2. Размер: 37кб.
Часть текста: и в жизни искать с ним встречи. Автор этой статьи гордится тем, что он, вместе с Ф. Сологубом и Н. Гумилевым, был в числе тех, кто много раньше других оценили подлинное дарование Игоря Северянина. Однако самое название «поэт», в каждом отдельном случае, требует пояснений и определений. Конечно, «не тот поэт, кто рифмы плесть умеет». С другой стороны, мы только условно называем «поэтом» того, кто совсем не умеет «плесть рифмы». В одной эпиграмме Баратынский шутил: «И ты — поэт, и он — поэт, но разницу меж вас находят»… Даже между великими поэтами «разница» несомненна. Может быть, но силе непосредственного стихийного дарования Тютчев не уступал Пушкину. И все же Пушкин стал родоначальником всей новой русской литературы, а роль Тютчева в истории нашей поэзии гораздо менее значительна. Это происходит оттого, что один талант еще не определяет всего значения поэта и писателя. Мы знаем, что гений иногда «озаряет голову безумца, гуляки...
10. В.Ф. Ходасевич. "Некрополь". Гершензон
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: Ну, покойной ночи. - Покойной ночи. Я потом всегда помнил свое обещание, не раз брался и за стихи, - да так и не написал их: все казалось мне слабо и недостойно его. Но все-таки мне приятно, что след наших встреч остался в моих стихах. В книге "Путем зерна" есть у меня стихотворение "2-го ноября". Речь идет о том дне, когда, после октябрьского переворота, люди в Москве впервые Повыползли из каменных подвалов На улицы. Дальше - рассказано вкратце, как я ходил к Михаилу Осиповичу: К моим друзьям в тот день пошел и я. Узнал, что живы, целы, дети дома, - Чего ж еще хотеть? Побрел домой. Книжка вышла в 1920 г., и Гершензон тогда же читал ее, но об этих стихах у нас разговору не было. Только в 1922 г., посылая ему из Петербурга 2-е издание, дополненное, я внутри, на полях, против приведенных строк, приписал: "Это про Вас". Я рассчитывал на то, что книгу, недавно читанную, он сейчас перечитывать не станет, а приписку мою увидит, может быть, через несколько лет, когда я, вероятно, буду далеко от него. Так и вышло. 23 октября 1924 г. он писал мне: "Не знаю, где вы теперь... Сижу дома, хожу по комнате, читаю, - сегодня читал Ваше "Путем зерна". Вероятно, он взял именно второе издание,...