Поиск по творчеству и критике
Cлово "1913"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Ходасевич В. Ф.: Стихи Нелли
Входимость: 8. Размер: 8кб.
2. Лавров А. В.: Брюсов (Русские писатели. 1800 — 1917. Биографический словарь. Т. 1)
Входимость: 6. Размер: 10кб.
3. Брюсов Валерий: Здравого смысла тартарары
Входимость: 5. Размер: 37кб.
4. Александрова Т. Л.: Валерий Брюсов
Входимость: 5. Размер: 89кб.
5. Рецензии (на произведения И. Анненского)
Входимость: 4. Размер: 15кб.
6. Гиппиус З. Н.: Одержимый
Входимость: 4. Размер: 74кб.
7. Последние страницы из дневника женщины. (Примечания)
Входимость: 3. Размер: 13кб.
8. Учители учителей. Атлантида. III. Поиски Атлантиды
Входимость: 3. Размер: 37кб.
9. Благой Д. Брюсов
Входимость: 3. Размер: 39кб.
10. Новые течения в русской поэзии
Входимость: 3. Размер: 25кб.
11. Б. Пуришев. Брюсов и немецкая культура XVI века
Входимость: 3. Размер: 35кб.
12. Белецкий А.: Первый исторический роман В. Я. Брюсова
Входимость: 3. Размер: 91кб.
13. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 2. 2. 4. Образ Гоголя в эссеистике В. В. Розанова
Входимость: 3. Размер: 15кб.
14. Брюсов В. Я. - Чулкову Г. И., март 1905 г.
Входимость: 3. Размер: 2кб.
15. Биография (вариант 1)
Входимость: 3. Размер: 9кб.
16. Ходасевич В. Ф.: "Juvenilia" Брюсова
Входимость: 3. Размер: 11кб.
17. Учители учителей. 8. Исторические аналогии
Входимость: 2. Размер: 45кб.
18. Голубков С. А.: Художественная концепция петербургского периода русской истории в стихотворении В. Брюсова "Три кумира"
Входимость: 2. Размер: 7кб.
19. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 2. 3. Лермонтов как образцовый поэт в иерархии В. В. Розанова
Входимость: 2. Размер: 24кб.
20. Ночное путешествие
Входимость: 2. Размер: 12кб.
21. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 2. 1. Розанов о Пушкине
Входимость: 2. Размер: 40кб.
22. Федоров В. С.: Поэт XX века
Входимость: 2. Размер: 28кб.
23. Огненный ангел. (Приложения)
Входимость: 2. Размер: 26кб.
24. Чулков - В. Я. Брюсов
Входимость: 2. Размер: 56кб.
25. Вчера, сегодня и завтра русской поэзии
Входимость: 2. Размер: 94кб.
26. Шершеневич В. Г.: В. Я. Брюсов глазами современника
Входимость: 2. Размер: 35кб.
27. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. Библиография
Входимость: 2. Размер: 25кб.
28. Данте современности
Входимость: 2. Размер: 19кб.
29. В.Ф. Ходасевич. "Некрополь". Брюсов
Входимость: 2. Размер: 47кб.
30. Учители учителей. 7. Пирамиды
Входимость: 2. Размер: 46кб.
31. Валентинов H.: Брюсов и Эллис
Входимость: 2. Размер: 51кб.
32. Биография (вариант 4)
Входимость: 2. Размер: 19кб.
33. За себя или за другую?
Входимость: 2. Размер: 18кб.
34. * * * ("Опять мой посох приготовлен")
Входимость: 1. Размер: 2кб.
35. Игорь Северянин
Входимость: 1. Размер: 37кб.
36. Учители учителей. 6. Эгейя и Египет
Входимость: 1. Размер: 38кб.
37. Иматра
Входимость: 1. Размер: 1кб.
38. Женщины-поэты
Входимость: 1. Размер: 38кб.
39. Через пятнадцать лет
Входимость: 1. Размер: 20кб.
40. Среди стихов
Входимость: 1. Размер: 17кб.
41. * * * ("Когда я, юношей, в твоих стихах мятежных")
Входимость: 1. Размер: 1кб.
42. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 2. 2. Розанов и Гоголь
Входимость: 1. Размер: 9кб.
43. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 1. 3. 1. Периоды в истории русской литературной критики
Входимость: 1. Размер: 9кб.
44. Сборники и стихи 1893 - 1897 годов
Входимость: 1. Размер: 5кб.
45. Баллада воспоминаний
Входимость: 1. Размер: 1кб.
46. Иванова Е., Щербаков Р.: Альманах В. Брюсова "Русские символисты" - судьбы участников
Входимость: 1. Размер: 93кб.
47. Обручение Даши. (Примечания)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
48. Ходасевич В. Ф.: Erotopaegnia
Входимость: 1. Размер: 10кб.
49. Гроссман Л. П.: Последний отдых Брюсова
Входимость: 1. Размер: 23кб.
50. Единоборство
Входимость: 1. Размер: 2кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Ходасевич В. Ф.: Стихи Нелли
Входимость: 8. Размер: 8кб.
Часть текста: бы ожидать от дебютанта. Даже там, где автор отступает от просодического канона, в его строках чувствуется сильная и уверенная рука. Имя Нелли и то, что стихи написаны от женского лица, позволяют нам считать неизвестного автора женщиной. Тем более удивительна в творчестве совершенно мужская законченность формы и, мы бы сказали, -- твердость, устойчивость образов. Ведь читатель, конечно, согласится с нами, что стихи женщин, обладая порою совершенно особенной, им только свойственной прелестью, в то же время неизменно уступают стихам мужским в строгости формы и силе выражения. Пожалуй, даже именно здесь таится значительная доля их своеобразного очарования. От этого правила не ушли такие поэтессы, как Каролина Павлова, гр. Ростопчина, Лохвицкая и даже Зинаида Гиппиус. Но вот Нелли является исключением. И это еще раз заставляет обратить на нее внимание. Таким же неоспоримым достоинством, как совершенство стиха, нужно признать в поэзии Нелли ее острое чувство современности. Мне уже приходилось читать и слышать, что стихи Нелли будто бы даже "футуристичны". Но именно "футуризма" я никак не могу усмотреть в них. Стихи Нелли можно назвать поэзией сегодняшнего дня, но уж никак не завтрашнего. Нелли ни к чему не зовет, ничего не предсказывает. Ей дорого...
2. Лавров А. В.: Брюсов (Русские писатели. 1800 — 1917. Биографический словарь. Т. 1)
Входимость: 6. Размер: 10кб.
Часть текста: слово» (1884). В 1894 — 1895 гг. издал три сборника «Русские символисты», составленные преимущественно из стихов Брюсова (в том числе под псевдонимами), А. Л. Миропольского и малоизвестных литераторов. Всероссийскую скандальную известность принесло Брюсову однострочное стихотворение «О, закрой свои бледные ноги» в третьем выпуске «Русских символистов». Первый сборник переводов — «Романсы без слов» П. Верлена (1894). Первая книга стихотворений — «Chefs d’œuvre» (1895), следующая — «Me eum esse» (1897). С 1898 г. сотрудничал в журнале П. И. Бартенева «Русский архив», где помещал историко-литературные работы о Ф. И. Тютчеве, А. С. Пушкине, Е. А. Баратынском. При содействии И. А. Бунина состоялось первое выступление в массовой периодике — стихи и переводы в газете «Южное обозрение» (1899). С 1900 г. в газете «Русский листок» печатал стихи, рассказы, заметки, сотрудничал в спиритическом журнале «Ребус», с 1901 г. — в «Мире искусства» и «Ежемесячных сочинениях» И. И. Ясинского. В 1900 — 1903 гг. официальный сотрудник «Русского архива». Познакомился с историками литературы и библиографами В. В. Каллашем, Н. О. Лернером, С. А. Венгеровым. Издал книги «Письма Пушкина и к Пушкину. Новые материалы» (1903), «Лицейские стихи Пушкина. По рукописям Московского Румянцевского музея и другим источникам» (1907). Во второй половине 1890-х гг. познакомился с К. К. Случевским, К. М. Фофановым, Федором...
3. Брюсов Валерий: Здравого смысла тартарары
Входимость: 5. Размер: 37кб.
Часть текста: сожалению, в диалоге не участвует), на тему: "Здравого смысла тартарары". Лекция кончилась, как водится, скандалом и теперь, уже с полчаса, служит предметом обсуждения. Приятели называют друг друга (в том числе и футуриста и он других) просто по имени и отчеству. Неистового зовут Александр Борисович, что можно обозначить буквами А. Б. Точно так же умеренного можно обозначить буквами В. Г., символиста - Д. Е., Футуриста - Ж. З., историка - И. И. ДИАЛОГ Неистовый. - Нет-с, извините! "Мне не смешно, когда маляр негодный мне пачкает Мадонну Рафаэля!" Все, чем человечество гордилось тысячелетия: Гомер, Данте, Шекспир, Гёте, Пушкин - приходят какие то мальчишки и объявляют это все насмарку! (В волнении неистовый говорит анаколуфически). Там были глубочайшие проникновения в самую суть нашего духа, там было торжествующее преодоление, так сказать, нашей земной сущности! То были достижения, откровения, которые мы, люди, могли бы противопоставить жителям иных планет, если бы они однажды явились на нашу маленькую землю! И чем же нам предлагают заменить все это? Нечленораздельными звуками! Века, тысячелетия человечество искало выражения своей коллективной личности, обрело его наконец, - и что же? Нас хотят вернуть к дикому вою троглодитов, который, может быть, и оглушает, но от которого становится только тошно! Нет-с, извините! Позвольте мне...
4. Александрова Т. Л.: Валерий Брюсов
Входимость: 5. Размер: 89кб.
Часть текста: всех людей – как тень в безумном сне, Мечта о подвигах – как детская забава. Я исчерпал тебя до дна, земная слава. И вот стою один, величьем упоен, Я, вождь земных царей и царь, Ассаргадон. Что можно сказать об авторе этого стихотворения, если ничего больше о нем не знать? – Довольно много. Что этот автор блестяще владеет классической формой сонета (можно даже уточнить – сонета английского типа, наподобие шекспировских). Что стих его звучен и – само собой напрашивается определение – чеканен. Что автор, очевидно, блестящий знаток древней истории и, как сейчас говорят, культурологии, что он великолепно вжился в роль древневосточного правителя. Еще – что он прекрасно знает европейскую литературную традицию и, несомненно, ориентируется на известное стихотворение Шелли "Озимандий". И много можно произнести похвал, смысл которых сводится к той, что прозвучала некогда в адрес Брюсова из уст Максима Горького: "Самый культурный писатель России". И это вполне справедливо. Что можно сказать об авторе того же произведения, если знать – как по свидетельству многих современников, так и по собственным его признаниям, – что восточный деспот – это заветное лирическое "я" самого поэта, что встихотворении нет ни капли иронии, что принципы своего лирического героя сам поэт последовательно проводил в жизни. – Пожалуй, только одно: что автор – страшный человек. И это тоже справедливо. "Три слова являют нам Брюсова: воля, вол, волк, - писала Марина Цветаева. –Триединство не только звуковое – смысловое: и воля – Рим, и вол – Рим, и волк – Рим. Трижды римлянином...
5. Рецензии (на произведения И. Анненского)
Входимость: 4. Размер: 15кб.
Часть текста: Спб. 1904 г. 1 р. 80 к. НИК. Т-О. Тихие песни. С приложением сборника стихотворных переводов "Парнасцы и Проклятые". Спб. 1904 г. 1 р. Оба этих стихотворных сборника должны быть выделены из числа других. Это ещё не поэзия, но уже предчувствие поэзии, обещание её. И. Рукавишников печатает третью книгу стихов. Сравнительно с двумя первыми он достиг многого. Значительно овладел стихом и вообще словом; что-то угадал в самом себе. Словно он подошёл вплотную к тонкой перегородке, отделяющей его от истинного творчества. Ещё усилие - преграда упадёт, и пред ним откроются бесконечные дали его мира, той единственной страны, которая уготована каждой личности, но в которую не все находят дорогу. По-видимому, И. Рукавишников человек образованный, но он шёл путём "самоучек", путём угадывания, добиваясь всего с самого начала. В его "третьей книге" много интересных попыток: пробы свободного стиха, искания новых впечатлений в повторении слов, в переломах размеров; некоторые стихотворения оригинально задуманы, картины схвачены с новой точки зрения; хотя нет ни одной пьесы, которая была бы хороша вся до конца. Главные недостатки И. Рукавишникова - мучительная проза, на которую слишком часто сбиваются его стихи, - проза и по форме, и по содержанию, - и затем излишнее пристрастие к разным ужасам, к мрачным образам и байроническим восклицаниям, которые нисколько не пугают и не потрясают, а часто просто смешны. Чтобы создать свою "поэзию ужаса" у И....
6. Гиппиус З. Н.: Одержимый
Входимость: 4. Размер: 74кб.
Часть текста: ничего интереснее "человека". Настоящего, живого человека, созданного природой, историей (или Богом). Но природное (или Божье) творчество необыкновенно тонко, сложно, узор его не для всех уловим. Писатели, создавая выдуманных людей, -- типы -- истолковывают "человека" непонимающим. Подчеркивают, огрубляют тонкие черты, усиливают звук отдельной души, или дополняют его схожим звуком другой; бросают краски мазками, пятнами, как на декорациях. Это громадное дело; его можно делать и гениально, и бездарно... В моих "сказках действительности" я не истолковываю "человека". Я рассказываю о нем подлинном, настоящем, каким он прошел перед моими глазами,-- или даже мелькнул -- и каким он мне показался. Известен ли человек, обладает ли он какими-нибудь исключительными талантами или нет,-- все равно; ведь часто самые неизвестные, незаметные люди бывают интереснее, как люди, знаменитейших писателей и общественных деятелей. Я пишу лишь о тех, с кем встреч уже не жду на этом свете,-- потому ли, что они отошли за его черту, или потому, что отошли за непереступимую для меня черту человеческую, как Брюсов-большевик и другие. Повторяю, впрочем, то, что было сказано в рассказе "о Блоке": о живых или о мертвых пишешь -- надо говорить правду; и о живых или о мертвых пишешь -- надо о чем-то, о какой-то фактической правде, хорошей и дурной,-- умолчать. Эти умолчания не искажают образа. Но не надо прикасаться к "тайне Личности", которая должна быть,-- и все равно будет -- сокрыта навсегда. _______...
7. Последние страницы из дневника женщины. (Примечания)
Входимость: 3. Размер: 13кб.
Часть текста: "Почему какие-то гг. цензоры лучше меня знают, что можно читать русской публике и что не должно! И почему моя повесть, написанная серьезно, строго, иронически, - есть преступление против" нравственности, тогда как сотни томов, определенно порнографических, мирно продаются в книжных магазинах с одобрения Комитета!" (Литературный архив, вып. 5. М. - Л., 1960, с. 309). В письме к Струве от 21 ноября 1910 г. он также отмечал: "Все последние романы Арцыбашева, Каменского и всех, иже с ними, а частью также и Куприна, переполнены такими сценами, перед которыми моя повесть - верх скромности и целомудренности" (Там же, с. 302). Вскоре судебное преследование было отменено. В повести Брюсова усматривали заимствование сюжетных ситуаций из скандального судебного дела Марии Николаевны Тарновской, слушавшегося в 1910 г. в Италии. Жених Тарновской, граф Павел Комаровский, застраховавший свою жизнь в полмиллиона франков в ее пользу, был убит ее любовником, юношей Наумовым; вдохновителями убийства были Тарновская и второй ее любовник, адвокат Донат Прилуков. Прямо о связи сюжета брюсовской повести с делом Тарновской говорилось в статье И. Александровского "Записки. Покушение с негодными средствами": "Опять Тарновская! на этот раз в качестве героини беллетристического произведения"...
8. Учители учителей. Атлантида. III. Поиски Атлантиды
Входимость: 3. Размер: 37кб.
Часть текста: отрицательно, тем не менее литература по этому вопросу — огромна. Ее составляют разнообразнейшие комментарии двух диалогов Платона, своды других известий, в которых можно видеть хотя бы намеки на Платонову Атлантиду, отчеты о путешествиях, предпринимавшихся с целью открыть ее следы, и т. п. Все эти сочинения естественно распадаются на несколько групп: отдельно стоят трактаты, появившиеся до открытия Америки, и — после Колумба; особо должно выделить работы, написанные по строго научным методам — от произвольных домыслов и фантазий, каких появлялось немало; наконец, еще особое место занимают книги оккультистов и теософов, которые, в конце XIX в., одни усердно занимались вопросом об Атлантиде. К сожалению, до сих пор не существует полного обзора этой литературы, так что мы можем дать только ее беглый очерк. В основе всего, написанного об Атлантиде, лежат два диалога Платона, подробно анализованные нами: «Тимей» и «Критий». Рядом должно поставить античный комментарий к этим диалогам, преимущественно неоплатоников, как Лонгин, Нумений, Ориген и особенно Прокл, оставивший специальную книгу о «Тимее». Комментарий этот, во многих отношениях крайне важный, не дает, однако, новых фактов: комментаторы знают об Атлантиде лишь то, что сообщил Платон. В античной древности о земле «по ту сторону Геркулесовых столбов» (т. е. за Гибралтарским проливом), большей, чем Азия и Либия (Африка), взятые вместе, иначе — о материке или большом острове, окруженном архипелагом меньших, в Атлантическом океане, писали еще: Страбон (кн. II, гл. 3), Плиний («Ест. Ист.», кн. II, гл. 92), Элиан («Разные Истории», кн. III, гл....
9. Благой Д. Брюсов
Входимость: 3. Размер: 39кб.
Часть текста: пробочную торговлю, разбогател. Патриархальный купеческий быт, едва сложившись в семье Б., начал распадаться при отце поэта (также родился крепостным). Отец Б. оказался неспособным продолжать торговое дело; в молодости он увлекся идеями 60-х гг., дружил с некоторыми представителями революционного народничества; позднее завел скаковую конюшню, стал играть, пить, запутался в долгах. Б. рос в доме отца "в принципах материализма и атеизма", "лет восьми прочел Добролюбова и Писарева". Вместе с тем на его воспитании с самого начала сказался распад крепкого дедовского быта. Мальчик рос предоставленный самому себе, читал не по возрасту, вслед за отцом увлекался скачками (первыми печатными строками Б. была статейка в защиту тотализатора, в "Русском спорте" в 1889) и уже с 12 лет, по его собственному признанию, научился срывать все городские "цветы зла": "узнал продажную любовь", "заглянул в область кафе-шантанов и веселых домов". Учился Б. в частных гимназиях, затем на историко-филологическом факультете Московского университета (окончил в 1899). Писать начал ребенком, сочиняя "печатными буквами" "научные статьи", рассказы и стихи...
10. Новые течения в русской поэзии
Входимость: 3. Размер: 25кб.
Часть текста: много говорят последнее время, -- тепличное растение, выращенное под стеклянным колпаком литературного кружка несколькими молодыми поэтами, непременно пожелавшими сказать новое слово. Акмеизм, поскольку можно понять его замыслы и притязания, ничем в прошлом не подготовлен и ни в каком отношении к современности не стоит. Акмеизм -- выдумка, прихоть, столичная причуда, и обсуждать его серьезно можно лишь потому, что под его призрачное знамя стало несколько поэтов, несомненно талантливых, которых ни в коем случае нельзя принять в нашей литературе за quantité négligeable {малая величина (фр.), здесь -- пустое место.}. Весьма характерно, что футуристы засыпают читателей своими произведениями (пусть странными и нелепыми), но никак не могут точно определить (особенно наши, русские футуристы), к чему они стремятся. Теорию футуристов приходится выводить из их поэзии, подсказывать ее им со стороны. Акмеисты, напротив, начали именно с теории, а произведений пока что у них нет вовсе. Будущие акмеистические стихи должны писаться сообразно с заранее возвещенными правилами. Оценивая футуризм, можно было критиковать поэтические произведения; оценивая акмеизм, приходится разбирать теоретические рассуждения. Футуристы, почти все, в русской литературе -- homines Novi { новые люди (лат.). }, люди новые, и от них естественно ожидать новых слов. Акмеистов, тоже почти всех, мы знаем сравнительно давно, а главари этой "новой школы" насчитывают в прошлом уже по несколько книг, в которых ничего существенно нового не было. Еще несколько месяцев назад существовал только "Цех поэтов", группа молодых писателей, объединенных общей любовью к поэзии и...