Поиск по творчеству и критике
Cлово "1903"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. С. Венгеров. Валерий Брюсов
Входимость: 8. Размер: 31кб.
2. Александрова Т. Л.: Валерий Брюсов
Входимость: 6. Размер: 89кб.
3. Федоров В. С.: Поэт XX века
Входимость: 6. Размер: 28кб.
4. Соколов И.: В. Я. Брюсов как переводчик (из писем поэта)
Входимость: 6. Размер: 42кб.
5. Письма
Входимость: 6. Размер: 7кб.
6. Благой Д. Брюсов
Входимость: 5. Размер: 39кб.
7. Тяпков С. И.: Брюсов В. Я. - биобиблиографическая справка
Входимость: 5. Размер: 25кб.
8. Лавров А. В.: Брюсов (Русские писатели. 1800 — 1917. Биографический словарь. Т. 1)
Входимость: 5. Размер: 10кб.
9. Чулков - В. Я. Брюсов
Входимость: 4. Размер: 56кб.
10. Вячеслав Иванов. Андрей Белый
Входимость: 4. Размер: 50кб.
11. Разрешение македонского вопроса
Входимость: 3. Размер: 7кб.
12. Биография (вариант 3)
Входимость: 3. Размер: 9кб.
13. Гиппиус З. Н.: Одержимый
Входимость: 3. Размер: 74кб.
14. Белецкий А.: Первый исторический роман В. Я. Брюсова
Входимость: 2. Размер: 91кб.
15. Д.П. Святополк-Мирский. Брюсов
Входимость: 2. Размер: 10кб.
16. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 2. 2. 2. Интерпретация второй половины 1890-х – начала 1900-х гг.
Входимость: 2. Размер: 27кб.
17. Гофман В. В - Брюсову В. Я., 18 июня 1903 г.
Входимость: 2. Размер: 3кб.
18. Брюсов В. Я. - Чулкову Г. И., весна 1903 г.
Входимость: 2. Размер: 2кб.
19. Наши дни
Входимость: 2. Размер: 4кб.
20. Гофман В. В - Брюсову В. Я., 29 июня 1903 г.
Входимость: 2. Размер: 1кб.
21. Гофман В. В - Брюсову В. Я., 22 апреля 1903 г.
Входимость: 2. Размер: 2кб.
22. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 2. 1. 1. Пушкин в сопоставлении с другими авторами
Входимость: 2. Размер: 18кб.
23. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 2. 4. Тургенев в литературной концепции В. В. Розанова
Входимость: 2. Размер: 26кб.
24. Гофман В. В - Брюсову В. Я., 12 марта 1903 г.
Входимость: 2. Размер: 1кб.
25. В.Ф. Ходасевич. "Некрополь". Конец Ренаты
Входимость: 2. Размер: 26кб.
26. Биография (вариант 4)
Входимость: 2. Размер: 19кб.
27. Памяти колдуньи
Входимость: 2. Размер: 13кб.
28. Последние страницы из дневника женщины. (Примечания)
Входимость: 2. Размер: 13кб.
29. Гофман В. В - Брюсову В. Я., 20 апреля 1903 г.
Входимость: 2. Размер: 3кб.
30. К. Д. Бальмонт. Статья первая. Будем как солнце!
Входимость: 2. Размер: 20кб.
31. Огненный ангел. (Примечания)
Входимость: 2. Размер: 64кб.
32. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 2. 5. Брюсов и декаденты
Входимость: 1. Размер: 13кб.
33. Конь блед
Входимость: 1. Размер: 3кб.
34. Младшим
Входимость: 1. Размер: 1кб.
35. Биография (вариант 1)
Входимость: 1. Размер: 9кб.
36. К. Д. Бальмонт. Статья третья. Злые чары и жар-птица
Входимость: 1. Размер: 25кб.
37. В раю
Входимость: 1. Размер: 1кб.
38. Семь земных соблазнов. (Примечания)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
39. Русская поэзия серебряного века. О Валерии Брюсове (автор неизвестен)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
40. Блудный сын
Входимость: 1. Размер: 2кб.
41. Сборники и стихи 1898 - 1908 годов
Входимость: 1. Размер: 29кб.
42. Каменщик ("Камни, полдень, пыль и молот")
Входимость: 1. Размер: 1кб.
43. Оклеветанный стих
Входимость: 1. Размер: 7кб.
44. Банников Н. В.: Валерий Брюсов (Три века русской поэзии)
Входимость: 1. Размер: 3кб.
45. Гроссман Л. П.: Брюсов и французские символисты
Входимость: 1. Размер: 14кб.
46. Статьи о Пушкине. Пророк
Входимость: 1. Размер: 46кб.
47. К. Д. Бальмонт. Статья вторая. Куст сирени
Входимость: 1. Размер: 13кб.
48. Мир
Входимость: 1. Размер: 4кб.
49. Рунт Б. М.: Валерий Брюсов и его окружение
Входимость: 1. Размер: 63кб.
50. Поэты-реалисты
Входимость: 1. Размер: 8кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. С. Венгеров. Валерий Брюсов
Входимость: 8. Размер: 31кб.
Часть текста: 1899); "Tertia Vigilia. Книга новых стихов" (М., 1900); "Urbi et orbi. Стихи 1900 - 1903 годов" (М., 1903); "Морис Мэтерлинк. Избиение младенцев" (перевод. М., 1904); "Стефанос. Венок. Стихи 1903 - 1905 годов" (М., 1906); "Эмиль Верхарн. Стихи о современности в переводе Валерия Брюсова" (М., 1906); "Земная Ось. Рассказы и драматические сцены" (М., 1907; 2-е дополненное изд., М., 1910); "Лицейские стихи Пушкина, по рукописям Московского Румянцевского музея и другим источникам. К критике текста" (М., 1907); "Морис Мэтерлинк. Пелеас и Мелизанда. Стихи. Перевод В. Брюсова" (М., 1907); "Пути и Перепутья. Собрание стихов" (тт. I и II, М., 1907; т. III - "Все напевы" - М., 1909); "Огненный Ангел. Повесть XVI в." (часть I - М., 1908; часть II - М., 1909; 2-е изд., М., 1909); "Габриэль д'Аннунцио. Франческа да-Римини. Трагедия в 5 действиях, перевод Валерия Брюсова и Вячеслава Иванова" (СПб., 1908); "Французские лирики XIX в. Перевод и библиографические примечания" (СПб., 1909); "Испепеленный. К характеристике Гоголя" (М., 1909; 2-е изд., М., 1910); "Эмиль Верхарн, Елена Спартанская. Трагедия в 4 действиях. Перевод" (М., 1909); "Поль Верлэн. Собрание стихов" (М., 1911); "Путник. Психодрама в 1 действии" (М., 1911); "Великий Ритор. Жизнь и сочинения Децима Магна Авсония" (М., 1911); "Дальние и близкие. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней" (М., 1911); "Оскар Уайльд. Герцогиня Падуанская. Драма в 5 действиях" (М., 1911); "Зеркало теней. Стихи 1909 - 1912 годов" (М., 1912). Под редакцией Брюсова, с его предисловиями и примечаниями издано московским книгоиздательством "Скорпион": "Александр Добролюбов. Собрание стихов" (М., 1900); "А.Л. Миропольский, Лествица" (М., 1903); "Письма Пушкина и к Пушкину. Новые материалы" (М., 1903); разные переводы Бодлэра...
2. Александрова Т. Л.: Валерий Брюсов
Входимость: 6. Размер: 89кб.
Часть текста: Я царь земных царей и царь, Ассаргадон, Владыки и вожди, вам говорю я: горе. Едва я принял власть, на нас восстал Сидон, Сидон я ниспроверг, и камни бросил в море. Египту речь моя звучала как закон, Элам читал судьбу в моем едином взоре. Я на костях врагов воздвиг мой мощный трон. Владыки и вожди, вам говорю я: горе. Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне? Деянья всех людей – как тень в безумном сне, Мечта о подвигах – как детская забава. Я исчерпал тебя до дна, земная слава. И вот стою один, величьем упоен, Я, вождь земных царей и царь, Ассаргадон. Что можно сказать об авторе этого стихотворения, если ничего больше о нем не знать? – Довольно много. Что этот автор блестяще владеет классической формой сонета (можно даже уточнить – сонета английского типа, наподобие шекспировских). Что стих его звучен и – само собой напрашивается определение – чеканен. Что автор, очевидно, блестящий знаток древней истории и, как сейчас говорят, культурологии, что он великолепно вжился в роль древневосточного правителя. Еще – что он прекрасно знает европейскую литературную традицию и, несомненно, ориентируется на известное стихотворение Шелли "Озимандий". И много можно произнести похвал, смысл которых сводится к той, что прозвучала некогда в адрес Брюсова из уст Максима Горького: "Самый культурный писатель России". И это вполне справедливо. Что можно сказать об авторе того же произведения, если знать – как по свидетельству многих современников, так и по собственным его признаниям, – что восточный деспот – это заветное лирическое "я" самого поэта, что встихотворении нет ни капли иронии, что принципы своего лирического героя сам поэт последовательно проводил в жизни. – Пожалуй, только одно: что автор – страшный человек. И это тоже справедливо. "Три слова являют нам Брюсова: воля, вол, волк, - писала Марина Цветаева....
3. Федоров В. С.: Поэт XX века
Входимость: 6. Размер: 28кб.
Часть текста: пробочную торговлю в Москве, разбогател, стал купцом 2-й гильдии. Дед по матери, А. Я. Бакулин, купеческий сын, разоренный пожаром, занимался сельским хозяйством, был писателем-самоучкой. В Москве он входил в Суриковский кружок (1872-80) и в 1864 издал «Басни провинциала». Он был первым литературным учителем Брюсова. Рассказ о том, как однажды дед видел Пушкина, произвел на мальчика «сильнейшее впечатление». Отец Брюсова с молодости занимался самообразованием — изучал математику, медицину, читал Маркса, Бокля, Дарвина. В 1860-70-е сочувствовал революционным движениям, был поклонником Писарева и Чернышевского, близко знал многих революционеров, в т. ч. знаменитого Н. А. Морозова. Отец собрал неплохую домашнюю библиотеку, которой Брюсов начал пользоваться уже с 4 лет. Страсть к чтению становится его главным увлечением. «От сказок, от всякой "чертовщины",— вспоминал Брюсов,— меня усердно оберегали. <...> После детских книжек настал черед биографий великих людей. <...> Я начал мечтать, что сам непременно сделаюсь "великим". <...> Меня соблазняла слава Кеплеров, Фультонов, Ливингстонов» (Из моей жизни. С. 66-67). Сочинять стихи и прозу Брюсов стал с тех пор, как научился писать. Одно из самых ранних его произведений — «комедия» «Лягушка», написанная в возрасте 4 лет. Первой публикацией было «Письмо в редакцию» детского ж. «Задушевное слово» (1884. №16). В частную гимназию Ф. И. Креймана (1885-89) Б. был принят сразу во 2-й класс. На 2-м году обучения вместе с одноклассником В. К. Станюковичем он издает рукописный...
4. Соколов И.: В. Я. Брюсов как переводчик (из писем поэта)
Входимость: 6. Размер: 42кб.
Часть текста: перевод), так что подстрочного перевода мне не надо; лучше, если б Вы прислали мне оригинальный текст в том чтении, с какого Вы хотите, чтобы перевод был сделан. Разумеется, я не могу обещать, что перевод мне удастся. Я сделаю несколько попыток и, если они будут неудачны, тотчас же извещу Вас, что дело оказалось свыше моих сил" {Как здесь, так и во всех остальных письмах курсив В. Я. Брюсова.}. Через некоторое время, летом того же 1903 года, приблизительно в июне, Брюсов пишет Венгерову: "Я живу летом в такой глуши, так далеко от почты, что лишь теперь могу отвечать на Ваше письмо. Переводы будут мною сделаны, но прислать их мне удастся не ранее первых чисел июля (около 8-10) {"Точно" (примечание В. Я. Брюсова).}. Если это уже поздно, очень извиняюсь, что не мог известить раньше. Я не знаю, какую форму избрали другие переводчики {Кроме В. Я. Брюсова, а переводах сонетов Шекспира участвовало шестнадцать поэтов.}. Если бы все сонеты переводил я один, я постарался бы передать и особенности шекспировского стиха. Теперь же это оказалось бы, вероятно, диссонансом в ряду других переводов. Поэтому я решил выбрать обычный русский пятистопный ямб с правильным чередованием мужских и женских рифм. При передаче выражений я тоже буду заботиться не столько о воспроизведении стиля подлинника (ведь каждый переводчик стал бы здесь умствовать по-своему), сколько о правильности и ясности русского языка". 10 июля 1903 года Брюсов отправил Венгерову сделанную им работу при следующем письме: "Наконец решаюсь послать Вам свои переводы шекспировских сонетов. Сознаюсь, однако, что они мне совсем не удались. Это вовсе не Шекспир, а пересказ его тем очень "своими" словами. Я не решаюсь, однако, задерживать Вас дальше, не зная, в каком положении находится печатание Вашего издания. Иногда и плохой перевод, полученный вовремя,...
5. Письма
Входимость: 6. Размер: 7кб.
Часть текста: г. Брюсов В. Я. - Чулкову Г. И., 29 августа 1905 г. Брюсов В. Я. - Чулкову Г. И., 30 августа 1905 г. Брюсов В. Я. - Чулкову Г. И., 8 августа 1905 г. Брюсов В. Я. - Чулкову Г. И., 10 сентября 1905 г. Брюсов В. Я. - Чулкову Г. И., 22 сентября 1905 г. Брюсов В. Я. - Чулкову Г. И., 22 сентября 1905 г. Брюсов В. Я. - Чулкову Г. И., октябрь 1905 г. Брюсов В. Я. - Чулкову Г. И., 10 октября 1905 г. Брюсов В. Я. - Чулкову Г. И., 28 октябрь 1905 г. Брюсов В. Я. - Чулкову Г. И., 29 октября 1905 г. Брюсов В. Я. - Чулкову Г. И.. 30 октября 1905 г. Брюсов В. Я. - Чулкову Г. И., 1 ноября 1905 г. Брюсов В. Я. - Чулкову Г. И., 1905 г. Брюсов В. Я. - Чулкову Г. И., 1905 г. Брюсов В. Я. - Чулкову Г. И., 19 марта 1906 г. Брюсов В. Я. - Чулкову Г. И.. 1906 г. Брюсов В. Я. - Чулкову Г. И.. 19 июня 1906 г. Брюсов В. Я. - Чулкову Г. И., 25 июля 1906 г. Брюсов В. Я. - Чулкову Г. И.. октябрь 1906 г. Брюсов В. Я. - Чулкову Г. И.. октябрь 1906 г. Брюсов В. Я. - Чулкову Г. И., 8 ноября 1906 г. Брюсов В. Я. - Чулкову Г. И., 19 января 1907 г. Брюсов В. Я. - Чулкову Г. И., 30 апреля 1907 г. Письма Брюсову: Гофман В. В - Брюсову В. Я., 1902 г. Гофман В. В - Брюсову В. Я., 1 октября 1902 г. Гофман В. В - Брюсову В. Я., 12 марта 1903 г. Гофман В. В - Брюсову В. Я., 20 апреля 1903 г. Гофман В. В - Брюсову В. Я., 22 апреля 1903 г. Гофман В. В -...
6. Благой Д. Брюсов
Входимость: 5. Размер: 39кб.
Часть текста: восьми прочел Добролюбова и Писарева". Вместе с тем на его воспитании с самого начала сказался распад крепкого дедовского быта. Мальчик рос предоставленный самому себе, читал не по возрасту, вслед за отцом увлекался скачками (первыми печатными строками Б. была статейка в защиту тотализатора, в "Русском спорте" в 1889) и уже с 12 лет, по его собственному признанию, научился срывать все городские "цветы зла": "узнал продажную любовь", "заглянул в область кафе-шантанов и веселых домов". Учился Б. в частных гимназиях, затем на историко-филологическом факультете Московского университета (окончил в 1899). Писать начал ребенком, сочиняя "печатными буквами" "научные статьи", рассказы и стихи (первые стихотворные опыты относятся к 1881). Первым и долгое время единственным поэтом, к-рого знал Б., был Некрасов. Позднее Б. "подпал под влияние Надсона". К началу 90-х гг. познакомился с поэзией родоначальников французского символизма - Бодлера, Верлена, Малларме и др. Знакомство с французской поэзией открыло Б. "новый мир". С целью насадить символизм в России Б. издает в 1894-1895 три маленьких сборника "Русские символисты". В 1895 выпускает свои стихи отдельной книжкой под вызывающим названием "Chefs d"oeuvre". На Б. как на "главном декаденте" сосредоточились нападки всей печати, остроумные статьи-пародии Влад. Соловьева и др. Репутация смешного и дерзкого бунтаря против...
7. Тяпков С. И.: Брюсов В. Я. - биобиблиографическая справка
Входимость: 5. Размер: 25кб.
Часть текста: -- поэт, прозаик, драматург, критик, переводчик, литературовед и историк, один из организаторов и признанный лидер русского символизма. Родился в зажиточной купеческом семье. Дед по отцу, Кузьма Андреевич, откупился из крепостных крестьян, затем разбогател на пробочной торговле. Дед со стороны матери, Александр Яковлевич Бакулин, поэт-самоучка, писал сказки, басни, повести, пьесы, очерки. Вышла маленькая книжка Бакулина "Басни провинциала" (М., 1864). Отец Брюсова Яков Кузьмич, был человеком демократических убеждений, атеистом, интересовался математикой, медициной, сельскохозяйственными и другими "позитивными" науками, читал Дарвина и Маркса, владел французским языком, хорошо знал русскую литературу, писал стихи -- некоторые из них были напечатаны в газетах. В зрелые годы отошел от торговых дел. Воспитывали Б., как он вспоминал, "в принципах материализма и атеизма". Особо почитавшимися в семье литераторами были Н. А. Некрасов и Д. И. Писарев. С детства Б. прививались позитивистски-рационалистические взгляды на жизнь, интерес к естественным наукам, независимость суждений, вера в великое предназначение человека-творца. "От сказок, от всякой "чертовщины" меня усердно оберегали,-- вспоминал Б.,-- зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Нечего говорить, что о религии в нашем доме и помину не было <...>. После детских книжек настал черед биографий великих людей... Эти биографии произвели на меня сильнейшее впечатление; я начал мечтать, что сам непременно сделаюсь "великим"..." (Автобиография. -- С. 102--103). Общедемократические...
8. Лавров А. В.: Брюсов (Русские писатели. 1800 — 1917. Биографический словарь. Т. 1)
Входимость: 5. Размер: 10кб.
Часть текста: 1899). Неоднократно выезжал за границу (Германия, 1897; Италия,1902; Франция, 1903; в Париже познакомился с Вяч. Ивановым; Швеция, 1906; Италия, Испания, Франция, Бельгия, 1908; Германия, Швейцария, Франция, Бельгия, 1909; Голландия, 1913). Писать стихи начал с 1881 г. Первая публикация — «Письмо в редакцию» детского журнала «Задушевное слово» (1884). В 1894 — 1895 гг. издал три сборника «Русские символисты», составленные преимущественно из стихов Брюсова (в том числе под псевдонимами), А. Л. Миропольского и малоизвестных литераторов. Всероссийскую скандальную известность принесло Брюсову однострочное стихотворение «О, закрой свои бледные ноги» в третьем выпуске «Русских символистов». Первый сборник переводов — «Романсы без слов» П. Верлена (1894). Первая книга стихотворений — «Chefs d’œuvre» (1895), следующая — «Me eum esse» (1897). С 1898 г. сотрудничал в журнале П. И. Бартенева «Русский архив», где помещал историко-литературные работы о Ф. И. Тютчеве, А. С. Пушкине, Е. А. Баратынском. При содействии И. А. Бунина состоялось первое выступление в массовой периодике — стихи и переводы в газете «Южное обозрение» (1899). С 1900 г. в газете «Русский листок» печатал стихи, рассказы, заметки, сотрудничал в спиритическом журнале «Ребус», с 1901 г. — в «Мире искусства» и «Ежемесячных сочинениях» И. И. Ясинского. В 1900 — 1903 гг. официальный сотрудник «Русского архива». Познакомился с историками литературы и библиографами В. В. Каллашем, Н. О. Лернером, С. А. Венгеровым. Издал книги «Письма Пушкина и к Пушкину. Новые материалы» (1903), «Лицейские стихи Пушкина. По рукописям Московского...
9. Чулков - В. Я. Брюсов
Входимость: 4. Размер: 56кб.
Часть текста: снисходительно терпело либерализм «Русских ведомостей» 1 . Это была форточка, чтобы граждане не задохнулись от фимиама, воскуряемого царизму московскою прессою, официальною и уличною. Натуральной реакцией на косность упрямого самодержавия являлась мечта о парламенте. Литература была в положении петуха, которого гипнотизер положил на стол, проведя перед его носом черту: журналист не смел повернуть головы, уставившись на одну тему. Эта единственная тема была конституция, о которой неустанно, хотя, конечно, иносказательно твердили либералы. Людей иной закваски было мало. Вот разве Толстой, который одиноко доживал свой век в Ясной Поляне. Это был человек иной эпохи. Правда, был еще Чехов 2 . Как правительство «терпело» «Русские ведомости», так либеральная интеллигенция терпела Чехова. Она ему также время от времени делала «предостережения», но остракизму не подвергала, ибо его художество, хотя и не отвечало на вопрос «что делать», все же было так пленительно, так вкрадчиво-лирично, так прозрачно и — главное — так ни к чему не обязывало, что либеральный обыватель позволял себе «любить» Чехова, мечтая вместе с его героями о том, что через «двести-триста лет» у нас что-то будет иное, — не то парламент, не то вся земля преобразится чудотворно. И вот среди такой тишины и благонамеренности вдруг откуда-то пришла ватага декадентов. Они принесли с собой яркие, пестрые знамена и дерзкие плакаты. На берегах Невы они появились раньше, но там они были задумчивее и строже. В северной столице поэты были философичнее москвичей и не очень заботились о школе. Москвичи, напротив, чувствовали себя боевым отрядом, и у них был вождь — Валерий Яковлевич Брюсов. Чтобы представить себе впечатление ...
10. Вячеслав Иванов. Андрей Белый
Входимость: 4. Размер: 50кб.
Часть текста: о разработке тонкостей своего дела! В наши дни, подобно этому, ополчались против «декадентов». Когда, в конце 90-х годов, молодые поэты вернулись к разработке стихотворной техники, стали искать новых изобразительных средств поэзии, пытались усвоить русской поэзии завоевания, сделанные за последнее время их западными собратьями, — к этому отнеслись как к преступлению. В искании новых форм видели пустую игру, в особенном внимании, обращенном вновь на внешнюю сторону поэтических созданий, — измену истинным задачам искусства. И даже допуская, что поколение 90-х-00-х годов, как то свойственно всем, выходящим на новый или оставленный путь, заходило слишком далеко в своем культе формы, все же отношение к нему критики и общества можно объяснить лишь нашей исконною некультурностью, исконным у нас непониманием значения искусства и его сущности. Поэты в России всегда должны были держаться, как горсть чужеземцев в неприятельской стране, настороже, под ружьем. Их едва терпели, и со всех сторон они могли ожидать вражеского нападения. Вот почему Россия до последних лет почти не участвовала в общеевропейском труде над совершенствованием стихотворной формы. Когда на Западе техника...