Поиск по творчеству и критике
Cлово "1893"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Иванова Е., Щербаков Р.: Альманах В. Брюсова "Русские символисты" - судьбы участников
Входимость: 17. Размер: 93кб.
2. Биография (вариант 4)
Входимость: 6. Размер: 19кб.
3. Огненный ангел. (Примечания)
Входимость: 5. Размер: 64кб.
4. Лавров А. В.: Брюсов (Русские писатели. 1800 — 1917. Биографический словарь. Т. 1)
Входимость: 2. Размер: 10кб.
5. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 2. 1. Розанов о Пушкине
Входимость: 2. Размер: 40кб.
6. Федоров В. С.: Поэт XX века
Входимость: 2. Размер: 28кб.
7. Поэзия Армении и ее единство на протяжении веков. Глава 5
Входимость: 1. Размер: 24кб.
8. Михайлова М. В.: Литературное окружение молодого В. Брюсова
Входимость: 1. Размер: 22кб.
9. Статьи о Пушкине. Стихотворная техника Пушкина
Входимость: 1. Размер: 96кб.
10. Биография (вариант 3)
Входимость: 1. Размер: 9кб.
11. В.Ф. Ходасевич. "Некрополь". Горький
Входимость: 1. Размер: 66кб.
12. Тяпков С. И.: Брюсов В. Я. - биобиблиографическая справка
Входимость: 1. Размер: 25кб.
13. Сборники и стихи 1893 - 1897 годов
Входимость: 1. Размер: 5кб.
14. Русские символисты
Входимость: 1. Размер: 18кб.
15. Поэзия Армении и ее единство на протяжении веков. Глава 6
Входимость: 1. Размер: 25кб.
16. Шершеневич В. Г.: В. Я. Брюсов глазами современника
Входимость: 1. Размер: 35кб.
17. С. Венгеров. Валерий Брюсов
Входимость: 1. Размер: 31кб.
18. Испепеленный. К характеристике Гоголя
Входимость: 1. Размер: 59кб.
19. В.Я. Брюсов: Гипербола и фантастика у Гоголя
Входимость: 1. Размер: 30кб.
20. Белецкий А.: Первый исторический роман В. Я. Брюсова
Входимость: 1. Размер: 91кб.
21. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 1. 2. 3. Литература в жизни человека и общества
Входимость: 1. Размер: 15кб.
22. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 1. 3. В. В. Розанов о литературной критике
Входимость: 1. Размер: 3кб.
23. Осеннее чувство
Входимость: 1. Размер: 1кб.
24. Александрова Т. Л.: Валерий Брюсов
Входимость: 1. Размер: 89кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Иванова Е., Щербаков Р.: Альманах В. Брюсова "Русские символисты" - судьбы участников
Входимость: 17. Размер: 93кб.
Часть текста: как некогда Байрон, то, во всяком случае, быстро сделался печальным героем мелких газет и бойких, неразборчивых на темы, фельетонистов" 1 . Брюсов и его сподвижники стали на некоторое время "героями" литературных фельетонов крупных газет и журналов: ругательные заметки о них поместили "Новое время", "Новости дня", "Северный вестник", "Мир Божий", и другие, всего появилось более 50 рецензий. Среди критиков был и философ и поэт Владимир Соловьев, под псевдонимом "Вл. С." опубликовавший в солидном "Вестнике Европы" три статьи и в них несколько пародий, о которых Брюсов писал П. П. Перцову: "Читая его пародии, я искренно восхищался; слабые стороны символизма схвачены верно..." 2 . Но эти статьи сыграли в некоторых отношениях и рекламную роль. Арсений Г. (И. Я. Гурлянд), первый журналист, посетивший "московских декадентов" и поместивший интервью с ними, отметил: "Очень большую ошибку сделал г. Вл. С., который в серьезном журнале первый обратил внимание на этих "шалунов"" 3 . Действительно, ругательные отзывы Соловьева во многом способствовали росту популярности альманаха. Почти ни один из тех, кого Брюсов опубликовал в своих...
2. Биография (вариант 4)
Входимость: 6. Размер: 19кб.
Часть текста: литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма. Валерий Брюсов в Москве, в купеческой семье. Дед по отцу был крепостным крестьянином помещика Брюса. Отец родился (в 1848 г.) тоже крепостным. Позднее в 1859 дед, разбогатев на торговле, откупился от господ, занялся торговлей, был купцом и довольно успешно. Переехал из Костромы в Москву, приобрёл дом на Цветном бульваре. В этом доме поэт родился и жил до 1910 года. Отец этих способностей деда не унаследовал, принужден был по смерти деда торговлю бросить и перейти в сословие мещан. Дед по матери, А. Я. Бакулин, был лебедянский мещанин; будучи самоучкой, он увлекся литературой, писал и отчасти печатал стихи (особенно басни) и рассказы (фамилией Бакулин Брюсов подписывал некоторые свои сочинения). Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов (1848—1907), сочувствовал идеям революционеров-народников; публиковал стихотворения в журналах; в 1884 Яков Брюсов отослал в один из московских журналов написанное сыном «Письмо в редакцию», описывавшее летний отдых семьи Брюсовых. Увлёкшись скачками, отец заинтересовал скачками и сына, первая самостоятельная публикация которого (в журнале «Русский спорт» за 1889 год) представляет собой статью в защиту тотализатора. Родители мало занимались воспитанием, большее внимание в семье Брюсовых уделялось «принципам материализма и атеизма», поэтому Валерию лишь строго запрещалось читать религиозную литературу («От сказок, от всякой «чертовщины», меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножать», — вспоминал Брюсов). При этом других ограничений на круг чтения юноши не накладывалось, поэтому среди «друзей» его ранних лет были как литература по естествознанию, так и «французские бульварные романы», книги Жюль...
3. Огненный ангел. (Примечания)
Входимость: 5. Размер: 64кб.
Часть текста: в учении" (лат.).  "Сборник" (лат.).  Коли понравилась тебе девка, // Так молчи, раз нет ни гроша (нем.).  "Освободи меня, Господи, от вечной погибели" (лат.).  "У льва" (нем.).  общий стол (франц.).  Вставать в шесть, обедать в десять, ужинать в шесть, ложиться спать в десять, значит, прожить десять раз десять (франц.).  знать грешно (лат.).  вывод (лат.).  так как (лат.).  ни король, ни тура (исп.) ; здесь: никто.  удивительный художник (лат.).  Сарацинка, т. е. арабка (от арабск. sЮrqin - восточные, т. е. арабы).  танец со шпагами (исп.).  "Помилуй нас, Боже!" и "Молись за нас!" (лат.).  прислуживающих ( лат. minister).  искусством гадания (от лат. divinatio - гадание).  Здесь: книга малого формата ( лат. opuscula).  "Тайна святой Гертруды к приобретению тленных сокровищ и благ" (нем.).  "Книга Моисея и тройное адское принуждение", "Могучие заклинания адских духов", "Главное принуждение духов к служению людям" (нем.).  "О колдуньях и насылающих бедствия женщинах"... труд "О чародейских...
4. Лавров А. В.: Брюсов (Русские писатели. 1800 — 1917. Биографический словарь. Т. 1)
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Часть текста: родился 1 (13) декабря 1873 г. в Москве в купеческой семье. Образование получил дома, в гимназии Ф. И. Креймана (1885 — 1889), затем Л. И. Поливанова (1890 — 1893). Учился на историко-филологического факультета Московского университета (1893 — 1899). Неоднократно выезжал за границу (Германия, 1897; Италия,1902; Франция, 1903; в Париже познакомился с Вяч. Ивановым; Швеция, 1906; Италия, Испания, Франция, Бельгия, 1908; Германия, Швейцария, Франция, Бельгия, 1909; Голландия, 1913). Писать стихи начал с 1881 г. Первая публикация — «Письмо в редакцию» детского журнала «Задушевное слово» (1884). В 1894 — 1895 гг. издал три сборника «Русские символисты», составленные преимущественно из стихов Брюсова (в том числе под псевдонимами), А. Л. Миропольского и малоизвестных литераторов. Всероссийскую скандальную известность принесло Брюсову однострочное стихотворение «О, закрой свои бледные ноги» в третьем выпуске «Русских символистов». Первый сборник переводов — «Романсы без слов» П. Верлена (1894). Первая книга стихотворений — «Chefs d’œuvre» (1895), следующая — «Me eum esse» (1897). С 1898 г. сотрудничал в журнале П. И. Бартенева «Русский архив», где помещал историко-литературные работы о Ф. И. Тютчеве, А. С. Пушкине, Е. А. Баратынском. При содействии И. А. Бунина состоялось первое выступление в массовой...
5. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 2. 1. Розанов о Пушкине
Входимость: 2. Размер: 40кб.
Часть текста: внимание на восторженное отношение Розанова кПушкину: он даже не читал его, а «пел, как поют молитвы». А. Н. Николюкинсчитает поводом для непосредственного обращения Розанова к творчеству Пушкинаполемику критика с В. С. Соловьевым. Исследователь характеризует в целомвосприятие Розановым Пушкина как положительное, хотя и указывает на то, что в чем-то Розанов отдает предпочтение Кольцову. Наиболее близкой Розанову вПушкине, по мнению исследователя, была интимность, причем критик «видел дажебольше этой ”интимности”, чем было высказано самим поэтом». Под интимностью вданном случае Николюкин понимает пристальное внимание Розанова к семье ивопросам пола. С. А. Кибальник в статье «В. В. Розанов ”за” и ”против” Пушкина» рассматривает концепцию Розанова с точки зрения пушкиниста. Он упрекает критика в излишнем субъективизме и находит, что большинство статей написано Розановым не о Пушкине, а по поводу него. Исследователь отмечает у критика при рано сложившемся общем восприятии Пушкина постоянные сомнения и колебания в оценке творчества и личности поэта. Первый довод в пользу Пушкина состоит в идеале нормального, здорового развития, второй связан с «многобожием» поэта, но впоследствии именно эти доводы «за» не раз становились доводами «против» Пушкина как признаки его бессодержательности и конформизма. Кибальник приходит к выводу, что Розанов неправильно понял стихотворение «Эхо», так как отклик поэта на всякий звук вовсе не означает, что ему безразлично, какой это звук. Исследователь сопоставляет мнение Розанова о статичности Пушкина с точкой зрения символистов, которым поэт нередко казался слишком простым. Розанов, по мнению автора статьи, пытается «установить границы пушкинской актуальности для художественного сознания ХХ века», так...
6. Федоров В. С.: Поэт XX века
Входимость: 2. Размер: 28кб.
Часть текста: Яковлевич [1(13). 12. 1873, Москва — 9. 10. 1924, Москва] — поэт, прозаик, драматург, литературный критик, переводчик. «По происхождению,— писал Брюсов,— я костромской крестьянин» (Из моей жизни. С. 97). Его дед по отцу, как и некоторое время его отец, был крепостным. После выкупа вольной дед сначала был печником, а затем, открыв пробочную торговлю в Москве, разбогател, стал купцом 2-й гильдии. Дед по матери, А. Я. Бакулин, купеческий сын, разоренный пожаром, занимался сельским хозяйством, был писателем-самоучкой. В Москве он входил в Суриковский кружок (1872-80) и в 1864 издал «Басни провинциала». Он был первым литературным учителем Брюсова. Рассказ о том, как однажды дед видел Пушкина, произвел на мальчика «сильнейшее впечатление». Отец Брюсова с молодости занимался самообразованием — изучал математику, медицину, читал Маркса, Бокля, Дарвина. В 1860-70-е сочувствовал революционным движениям, был поклонником Писарева и Чернышевского, близко знал многих революционеров, в т. ч. знаменитого Н. А. Морозова. Отец собрал неплохую домашнюю библиотеку, которой Брюсов начал пользоваться уже с 4 лет. Страсть к чтению становится его главным увлечением. «От сказок, от всякой "чертовщины",— вспоминал Брюсов,— меня усердно оберегали. <...> После детских книжек настал черед биографий великих людей. <...> Я начал мечтать, что сам непременно сделаюсь "великим". <...> Меня соблазняла слава Кеплеров, Фультонов, Ливингстонов» (Из моей жизни. С. 66-67). Сочинять стихи и прозу Брюсов стал с тех пор, как научился писать. Одно из самых ранних его произведений — «комедия» «Лягушка», написанная в возрасте 4 лет. Первой публикацией было «Письмо в...
7. Поэзия Армении и ее единство на протяжении веков. Глава 5
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: вообще деятелей просвещения. Мхитаристы издали словари и грамматики армянского языка (древнего), сочинения но истории Армении, переводы классиков европейской литературы на армянский язык и много др. сочинений, оказавших могущественное влияние. Позднее часть мхитаристов основала особую коллегию в Вене и продолжала там ту же полезную деятельность. Из рядов мхитаристов вышли и первые новоармянские поэты, в том числе Багратуни и Алишан. Первый, Арсен Багратуни (1790–1866 гг.), был представителем лжеклассицизма, еще господствовавшего в его время в европейских литературах. Второй, Геонд Алишан, также не избег этого влияния, но постепенно освобождался от него, что выразилось, между прочим, и в переходе от классического грапара (на котором написаны все более ранние стихотворения Алишана) к новому языку (константинопольскому наречию). Геонд Алишан (1820–1901 гг.) оставил много ценных научных работ — по истории, археологии, географии и т. под. Но он был и выдающимся поэтом, стихи которого составили в общем 5 томов. В технике стиха Алишан достигал большого совершенства, и его произведения до сих пор сохраняют любовь значительного числа читателей, как искренние и красивые вдохновения. Алишаном написано немало религиозных стихотворений, молитв и гимнов; есть поэмы, посвященные историческому прошлому Армении; есть живые описания природы; особую глубину стихам...
8. Михайлова М. В.: Литературное окружение молодого В. Брюсова
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Часть текста: с началом его литературной деятельности. Занятия в университете поглощают его целиком ("занимаюсь по пятнадцати часов в сутки", "отчаянно занимаюсь", - жаловался он 1 ) и на литературное творчество остается совсем немного времени. Однако это не помешало Брюсову, тогда еще студенту первого курса, уже в феврале 1894 г. выпустить сборник "Русские символисты". Но, возможно, именно поглощенность учебой и подготовкой "Русских символистов" не позволили Брюсову сразу же включиться в студенческую жизнь. Поэтому в "Кружок любителей западноевропейской литературы", созданный на историко-филологическом факультете, он приходит только во втором семестре 1894 г., когда кружок приобрел уже достаточную известность. И приходит литератором с определенной "декадентской" репутацией. О степени заинтересованности поэта "Кружком" и о его значении в творческой судьбе Брюсова (по крайней мере на определенном, пусть и кратком отрезке времени) свидетельствуют записи поэта в дневнике, упоминание в "Автобиографии", где занятия в нем оцениваются как важное событие в его жизни 2 . Брюсов поначалу явно увлечен деятельностью кружка. Об этом говорит интенсивность его работы в течение шести заседаний, состоявшихся осенью 1894 г., когда им был прочитан один реферат научного характера, предложены вниманию слушателей переводы из П. Верлена, М. Эредиа, Ф. Эферса, немецкого поэта Шульце (последнего автора как такового не существовало в действительности, и мистификация Брюсова была разоблачена только три года спустя, о чем в протоколах кружка сделана соответствующая запись) 3 . Интерес поэта к кружку связан не только с возможностью самовыражения и приобретения квалифицированной аудитории слушателей, но, по-видимому, и с составом участников, а также направленностью их интересов, замечательным образом совпавшей с...
9. Статьи о Пушкине. Стихотворная техника Пушкина
Входимость: 1. Размер: 96кб.
Часть текста: вторую половину этого периода метры и ритмы становятся разнообразнее, стих свободнее. Полное развитие ритма и широкое разнообразие поэтических форм осуществляется Пушкиным в третьем периоде, приходящемся на последние годы его жизни. Таким образом, правильнее всего рассматривать развитие стихотворной техники Пушкина на пяти ступенях: первый период распадается на две ступени, 1812–1815 и 1816–1819 года, второй период — также на две ступени, 1820–1824 и 1825–1830 года, и третий период, 1831–1836 года, образует последнюю, высшую, пятую ступень. Разумеется, точных граней между этими периодами и ступенями провести невозможно. Переход от одних приемов творчества к другим совершался у Пушкина постепенно, и в конце каждого периода уже встречаются стихи, написанные техникой периода следующего. Ранние стихи Пушкина (1812–1815 гг.) написаны самыми разнообразными размерами. Юный поэт не сразу остановился на 4-стопном ямбе, как излюбленной форме стиха. Из 58 стихотворений, которые дошли до нас от этих лет, только 17 написаны сплошь 4-стопным ямбом, т. е. менее 30 %. В самом начале лицейского периода Пушкин как бы намеренно пробует различные поэтические формы, выбирая среди них ту, которая наиболее отвечала бы его вкусу. В это время Пушкин решительное предпочтение перед 4-стопным ямбом отдает ямбу 3-стопному и хорею, а «торжественные» послания неизменно пишет или александрийским стихом, или сочетанием 6-стопного ямба с более короткими строчками. Во всем этом сказалось, конечно, влияние прямых учителей Пушкина в поэзии: Батюшкова и Жуковского, охотно пользовавшихся 3-стопным ямбом в своих посланиях, французских эротических лириков, любивших короткие размеры, и русских поэтов XVIII века, разработавших александрийский стих. В общем, в ранних стихотворениях Пушкина (1812–1815 гг.) мы находим почти все основные размеры русского стиха (отсутствует анапест), в том числе: Ямбы...
10. Биография (вариант 3)
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: в 1884 году. Интересно, что дома мальчика Брюсова всячески оберегали от литературы мистической и религиозной тематики, даже от обычных сказок, но зато об теориях Дарвина Валерий узнал раньше, чем о таблице умножения. Брюсов был принят в частную гимназию Креймана сразу во второй класс, а обучаясь в третьем классе, со своим одноклассником Станюковичем, начал издавать рукописный журнал «Начало». В шестнадцать лет Валерий распространяет в рукописном варианте «Листок V класса». В нем он настолько ярко расписывает порядки в гимназии, что в результате действий администрации гимназии ему приходится перейти в другое учебное заведение – гимназию Поливанова. Под влиянием опытных учителей Брюсов ощущает тягу к философии. Он читает «Этику» Спинозы в подлиннике и даже пишет к ней комментарии. Не менее интересна гимназисту и математика. Он с упоением изучает труды великих ученых и даже создает собственные теоремы. Не чужды были Брюсову и юношеские увлечения. Особенно сильный след в душе Валерия оставила любовь к Е. А. Масловой – ей он посвятил массу стихотворений и даже последние главы своей повести «Моя юность». (образ выведен под именем Нины). Девяностые годы для Брюсова ознаменовались глубоким пониманием творчества Пушкина. В это же время он знакомится с поэзией А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме – французских символистов. Окончив гимназию в 1893 году, Брюсов поступает в Московский университет на отделение филологии и истории. Кроме классической филологии, он с большим интересом изучает Канта, Лейбница, слушает лекции по ...