Поиск по творчеству и критике
Cлово "1860"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Учители учителей. Атлантида. III. Поиски Атлантиды
Входимость: 4. Размер: 37кб.
2. Поэзия Армении и ее единство на протяжении веков. Глава 5
Входимость: 2. Размер: 24кб.
3. Обручение Даши. (Примечания)
Входимость: 2. Размер: 6кб.
4. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 1. 3. 3. Отношение Розанова к идеям 1860-х гг. Добролюбов и Чернышевский
Входимость: 2. Размер: 6кб.
5. Чулков - В. Я. Брюсов
Входимость: 1. Размер: 56кб.
6. Сборники и стихи 1918 - 1924 годов
Входимость: 1. Размер: 16кб.
7. Гиппиус З. Н.: Одержимый
Входимость: 1. Размер: 74кб.
8. Учители учителей. 1. Наука и традиция
Входимость: 1. Размер: 31кб.
9. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 1. 3. 1. Периоды в истории русской литературной критики
Входимость: 1. Размер: 9кб.
10. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова
Входимость: 1. Размер: 4кб.
11. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 1. 1. 4. Основные черты современности в понимании В. В. Розанова
Входимость: 1. Размер: 15кб.
12. Федоров В. С.: Поэт XX века
Входимость: 1. Размер: 28кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Учители учителей. Атлантида. III. Поиски Атлантиды
Входимость: 4. Размер: 37кб.
Часть текста: выделить работы, написанные по строго научным методам — от произвольных домыслов и фантазий, каких появлялось немало; наконец, еще особое место занимают книги оккультистов и теософов, которые, в конце XIX в., одни усердно занимались вопросом об Атлантиде. К сожалению, до сих пор не существует полного обзора этой литературы, так что мы можем дать только ее беглый очерк. В основе всего, написанного об Атлантиде, лежат два диалога Платона, подробно анализованные нами: «Тимей» и «Критий». Рядом должно поставить античный комментарий к этим диалогам, преимущественно неоплатоников, как Лонгин, Нумений, Ориген и особенно Прокл, оставивший специальную книгу о «Тимее». Комментарий этот, во многих отношениях крайне важный, не дает, однако, новых фактов: комментаторы знают об Атлантиде лишь то, что сообщил Платон. В античной древности о земле «по ту сторону Геркулесовых столбов» (т. е. за Гибралтарским проливом), большей, чем Азия и Либия (Африка), взятые вместе, иначе — о материке или большом острове, окруженном архипелагом меньших, в Атлантическом океане, писали еще: Страбон (кн. II, гл. 3), Плиний («Ест. Ист.», кн. II, гл. 92), Элиан («Разные Истории», кн. III, гл. 18), Плутарх, Диодор Сицилийский, Аммиан Марцеллин. Все они выражаются неопределенно, так что трудно решить, имеют ли они в виду Атлантиду Платона или до них дошли смутные известия о материке Америки. На дошедших до нас античных географических картах ни Атлантида, ни Америка нигде не означены: на Западе карты кончаются океаном. Открытие Америки в XV в., естественно, подало...
2. Поэзия Армении и ее единство на протяжении веков. Глава 5
Входимость: 2. Размер: 24кб.
Часть текста: словари и грамматики армянского языка (древнего), сочинения но истории Армении, переводы классиков европейской литературы на армянский язык и много др. сочинений, оказавших могущественное влияние. Позднее часть мхитаристов основала особую коллегию в Вене и продолжала там ту же полезную деятельность. Из рядов мхитаристов вышли и первые новоармянские поэты, в том числе Багратуни и Алишан. Первый, Арсен Багратуни (1790–1866 гг.), был представителем лжеклассицизма, еще господствовавшего в его время в европейских литературах. Второй, Геонд Алишан, также не избег этого влияния, но постепенно освобождался от него, что выразилось, между прочим, и в переходе от классического грапара (на котором написаны все более ранние стихотворения Алишана) к новому языку (константинопольскому наречию). Геонд Алишан (1820–1901 гг.) оставил много ценных научных работ — по истории, археологии, географии и т. под. Но он был и выдающимся поэтом, стихи которого составили в общем 5 томов. В технике стиха Алишан достигал большого совершенства, и его произведения до сих пор сохраняют любовь значительного числа читателей, как искренние и красивые вдохновения. Алишаном написано немало религиозных стихотворений, молитв и гимнов; есть поэмы, посвященные историческому прошлому Армении; есть живые описания природы; особую глубину стихам Алишана придает его трогательная любовь к родине, воспламенявшаяся судьбой поэта, жившего на чужбине. В нашем сборнике Алишан представлен стихотворением «Раздан», в котором «вечная» тема поэзии — возвращение изгнанника в родной край — оживлена и согрета сильным чувством армянина-патриота. Однако истинными основателями «школы турецких армян» (или константинопольской) в новоармянской литературе должно признать двух поэтов следующего поколения: Пэшикташляна и Дуриана — поэтов, творчество которых уже...
3. Обручение Даши. (Примечания)
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Часть текста: Кузьмич явился прототипом для Кузьмы Русакова. В работе над повестью Брюсов пользовался материалами семейного архива: "У отца сохранились записки, которые он вел в юношестве; они лучше всего характеризуют их жизнь в 50-х годах. Это обычная жизнь мелкого московского купечества, быт, запечатленный Островским" (Брюсов В. Из моей жизни. М., 1927, с. 10). Связь героя повести с разночинной интеллигенцией также имеет аналогии в биографии Я. К. Брюсова. Брюсов свидетельствует в "Краткой автобиографии": "В 60-х годах мой отец <...> поддался общему движению и деятельно занялся самообразованием <...> сблизился с кружками тогдашних революционеров, идеям которых оставался верен до конца жизни (Брюсов В. Избр. соч. в 2-х т., т. 1. М., 1955, с. 35). Попытке привлечения Кузьмы Русакова к участию в кооперативной типографии соответствует в реальности начинание, в котором активную роль играл Я. К. Брюсов, - организация в Москве в 1871 - 1872 гг. "Модной мастерской, основанной на началах ассоциации" (см.: Брюсов А. Я. Страницы из семейного архива Брюсовых. - В кн.: Ежегодник Гос. Исторического музея. 1962 год. М., 1964, с. 239). Один из источников "Обручения Даши" - дневник Якова Кузьмича, который он вел с 1862 г. (часть его записана латинскими литерами, как и "журнал" Кузьмы); некоторые сюжетные элементы повести (жалобы на скупость отца, сцена посещения Кузьмой учителя танцев) прямо восходят к дневнику Я. К. Брюсова (см.: Благоволи-на Ю. П. Архив В. Я. Брюсова. - В...
4. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 1. 3. 3. Отношение Розанова к идеям 1860-х гг. Добролюбов и Чернышевский
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Часть текста: становится и сама истина, могли ли мы не отвратиться от поколения, которое все это сделало?» Чуть позже, в 1899 г., Розанов снова напишет о преодолении этих идей, осуществленном декадентами и символистами: «… это – реабилитация плоти, ставшей изможденной после 30 лет ”свободы”; это торжество ”личности” над средой, это – ”дети”, вдруг оказавшиеся импотентными породить внуков. Наказание слишком скоро последовало за преступлением». В статье 1898 г. «50 лет влияния», посвященной Белинскому, Розанов сравнивает с ним Добролюбова. По его мнению, Добролюбов был утонченнее, страстнее и сильнее Белинского. Но хотя его деятельность была глубже деятельности Белинского, и для нее в первую очередь характерна односторонность: «… она была гораздо более груба и материальна по целям, движению, объектам усилий». Слово из предмета игры вдруг стало оружием. К концу 1900-х гг. отношение Розанова к идеям 1860-х гг. несколько меняется. Статья «Юбилейное издание Добролюбова» (1911) посвящена выходу первого полного собрания сочинений Добролюбова. Сначала Розанов критикует форму издания, которое, по его мнению, не соответствует ни духу эпохи, ни сути деятельности Добролюбова, который заслуживал бы более «изящного, стильного издания,...
5. Чулков - В. Я. Брюсов
Входимость: 1. Размер: 56кб.
Часть текста: 1 . Это была форточка, чтобы граждане не задохнулись от фимиама, воскуряемого царизму московскою прессою, официальною и уличною. Натуральной реакцией на косность упрямого самодержавия являлась мечта о парламенте. Литература была в положении петуха, которого гипнотизер положил на стол, проведя перед его носом черту: журналист не смел повернуть головы, уставившись на одну тему. Эта единственная тема была конституция, о которой неустанно, хотя, конечно, иносказательно твердили либералы. Людей иной закваски было мало. Вот разве Толстой, который одиноко доживал свой век в Ясной Поляне. Это был человек иной эпохи. Правда, был еще Чехов 2 . Как правительство «терпело» «Русские ведомости», так либеральная интеллигенция терпела Чехова. Она ему также время от времени делала «предостережения», но остракизму не подвергала, ибо его художество, хотя и не отвечало на вопрос «что делать», все же было так пленительно, так вкрадчиво-лирично, так прозрачно и — главное — так ни к чему не обязывало, что либеральный обыватель позволял себе «любить» Чехова, мечтая вместе с его героями о том, что через «двести-триста лет» у нас что-то будет иное, — не то парламент, не то вся земля преобразится чудотворно. И вот среди такой тишины и благонамеренности вдруг откуда-то пришла ватага декадентов. Они принесли с собой яркие, пестрые знамена и дерзкие плакаты. На берегах Невы они появились раньше, но там они были задумчивее и строже. В северной столице поэты были философичнее москвичей и не очень заботились о школе. Москвичи, напротив, чувствовали себя боевым отрядом, и у них был вождь — Валерий Яковлевич Брюсов. Чтобы представить себе впечатление от появления книг Брюсова, надо припомнить тогдашний московский быт. Там, где теперь московский Совет Рабочих Депутатов, жил вел. князь Сергей Александрович, которому молва...
6. Сборники и стихи 1918 - 1924 годов
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: Не память Вариации на тему "Медного всадника" Мысленно, да! Два крыла Пятьдесят лет Не вошедшие в сборники Революция * * * ("Народные вожди! вы - вал, взметенный бурей") * * * ("Слепой циклон, опустошив") * * * ("Пора! склоняю взор усталый") Труд * * * ("Что день, то сердце все усталей") * * * ("Я доживаю полстолетья") * * * ("Великое вблизи неуловимо") * * * ("Я вырастал в глухое время") * * * ("Пусть вечно милы посевы, скаты") * * * ("Не довольно ль вы прошлое нежили") Будущее * * * ("Развертывается скатерть, как в рассказе о Савле") Dolce far niente В ТАКИЕ ДНИ Сборник вышел в Государственном издательстве в 1921 году. Парки в Москве (с. 217). Парки - в римской мифологии богини судьбы, изображавшиеся в виде трех старух, прядущих нить человеческой жизни. Иван Калита - московский князь, названный первым собирателем Русской земли. Товарищам интеллигентам (с. 218). Инвектива - гневное выступление против кого-нибудь. Леру Пьер - французский социалист-утопист. Мятеж (с. 220). Эмиль Верхарн - бельгийский поэт. Брюсов был первым переводчиком его стихов и поэм на русский язык. Романтикам (с. 223). Цветок голубой - символ романтической мечты, романтического недостижимого идеала. Лоэнгрин - один из рыцарей общества св. Грааля, отправившийся в Индию на волшебном лебеде, герой средневековых немецких поэм и одноименной оперы Вагнера. А. В....
7. Гиппиус З. Н.: Одержимый
Входимость: 1. Размер: 74кб.
Часть текста: ... Но, всех покоряя,-- ты вечно покорен: То зелен, то красен,-- то розов, то черен... Нет на свете ничего интереснее "человека". Настоящего, живого человека, созданного природой, историей (или Богом). Но природное (или Божье) творчество необыкновенно тонко, сложно, узор его не для всех уловим. Писатели, создавая выдуманных людей, -- типы -- истолковывают "человека" непонимающим. Подчеркивают, огрубляют тонкие черты, усиливают звук отдельной души, или дополняют его схожим звуком другой; бросают краски мазками, пятнами, как на декорациях. Это громадное дело; его можно делать и гениально, и бездарно... В моих "сказках действительности" я не истолковываю "человека". Я рассказываю о нем подлинном, настоящем, каким он прошел перед моими глазами,-- или даже мелькнул -- и каким он мне показался. Известен ли человек, обладает ли он какими-нибудь исключительными талантами или нет,-- все равно; ведь часто самые неизвестные, незаметные люди бывают интереснее, как люди, знаменитейших писателей и общественных деятелей. Я пишу лишь о тех, с кем встреч уже не жду на этом свете,-- потому ли, что они отошли за его черту, или потому, что отошли за непереступимую для меня черту человеческую, как Брюсов-большевик и другие. Повторяю, впрочем, то, что было сказано в рассказе "о Блоке": о живых или о мертвых пишешь -- надо говорить правду; и о живых или о мертвых пишешь -- надо о чем-то, о какой-то фактической правде, хорошей и дурной,-- умолчать. Эти умолчания не искажают образа. Но не надо прикасаться к "тайне Личности", которая должна быть,-- и все равно будет -- сокрыта навсегда. _______ Поэт Валерий Брюсов -- с 18-го, кажется, года -- коммунист. Мало того: он сразу же пошел в большевицкую цензурную комиссию,-- не...
8. Учители учителей. 1. Наука и традиция
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Часть текста: — предполагаемый год падения Илиона. Ученые долго мирились с крайними несообразностями, какие представляла такая хронология, с дряхлостью египетской цивилизации на самой заре ее истории, с противоречащими показаниями Библии, индийских преданий, даже некоторых античных авторов, начиная с Геродота, с иными выводами, к которым вели данные геологии, антропологии и самой археологии, — наук, впрочем, еще мало развитых в XVIII в. Мирились и с тем, что существовала традиция, шедшая из отдаленного прошлого, которая утверждала гораздо большую древность человеческой цивилизации. Согласно с этой традицией, культурным мирам Египта и Месопотамии предшествовал, на сотни столетий, культурный мир погибшей Атлантиды, в свою очередь имевший предшественника в еще более древнем мире Лемурии. Но опиралось такое историческое учение только на значение предания, на некоторые общие соображения и на доводы аналогии. Наука XIX в., рациональная и позитивная по существу, признававшая только свидетельства «буквы» и «камня», проходила мимо традиций с пренебрежением, как бы не замечая их. Ученые предпочитали мириться с несообразностями, нежели допустить в науку что-либо, не подтвержденное документально. Можно сказать, что в начале XIX в. для мыслящего человека предоставлялся выбор между двумя концепциями мировой истории. Первая концепция, быть может, преувеличивая и увлекаясь, считала сотнями тысячелетий. Она учила о четырех «расах», поочередно принимавших скипетр культурного владычества на земле: желтой, красной, черной и белой. Белая раса, господствующая ныне, признавалась поздним цветком на древе человечества, перед которым расцветали три других. Расцвет наиболее...
9. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова. 1. 3. 1. Периоды в истории русской литературной критики
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: пренебрегать, - это значило для общества начать ею воспитываться и для писателей – стать относительно других литератур в положение оценивающего зрителя, а не слепого подражателя». Этот период, по мнению Розанова, закончился со смертью Белинского, после чего изменились установленные им критерии оценки литературного произведения. Из всех последующих критиков Розанов сближает с Белинским К. Н. Леонтьева. Розанов называет работу Леонтьева «Анализ, стиль и веяние: по поводу романов гр. Л. Н. Толстого» лучшим критическим этюдом за много лет. По его мнению, у Леонтьева снова на первый план вышла именно эстетическая оценка художественного произведения. Однако Розанов считает эстетические принципы неактуальными для современного ему литературного процесса: «… для очень длинного фазиса нашей истории, конца которого сейчас и предвидеть нельзя, спокойные времена, времена неторопливого созидания и чуткой, наслаждающейся своим предметом критики, прошли...
10. Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Часть текста: Голубкова А.А.: Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова Введение Глава 1. Теоретические взгляды В. В. Розанова на литературу 1. 1. Философские предпосылки формирования литературной концепции В. В. Розанова 1. 1. 1. Индивидуальное начало в философской системе В. В. Розанова 1. 1. 2. Понятие о стихии и стихийном в философской концепции В. В. Розанова 1. 1. 3. Теория пола и семейный вопрос 1. 1. 4. Основные черты современности в понимании В. В. Розанова 1. 2. Место литературы в системе ценностей В. В. Розанова 1. 2. 1. Формирование литературных взглядов В. В. Розанова (книга «О понимании») 1. 2. 2. Цели и задачи литературы 1. 2. 3. Литература в жизни человека и общества 1. 2. 4. Писательская саморефлексия 1. 3. В. В. Розанов о литературной критике 1. 3. 1. Периоды в истории русской литературной критики 1. 3. 2. Розанов о Белинском 1. 3. 3. Отношение Розанова к идеям 1860-х гг. Добролюбов и Чернышевский 1. 3. 4. Розанов и Аполлон Григорьев 1. 3. 5. Представления Розанова о народности литературы Глава 2. Русские писатели в критической оценке В. В. Розанова 2. 1. Розанов о Пушкине 2. 1. 1. Пушкин в сопоставлении с другими авторами 2. 1. 2. Пушкин и теория мистического значения пола 2. 2. Розанов и Гоголь 2. 2. 1. Интерпретация творчества Гоголя второй половины 1880-х – середины 1890-х гг. 2. 2. 2. Интерпретация второй половины 1890-х – начала 1900-х гг. 2. 2. 3. Статьи к 100-летнему юбилею Н. В. Гоголя (смешение интерпретаций) 2. 2. 4. Образ Гоголя в эссеистике В. В. Розанова 2. 2. 5. Изменение концепции Розанова под влиянием исторических событий 2. 3. Лермонтов как образцовый поэт в иерархии В. В. Розанова 2. 4. Тургенев в литературной концепции В. В. Розанова 2. 5. Брюсов и декаденты Заключение Библиография