Кузмин М. А.: Валерий Брюсов

Валерий Брюсов

  Путь Валерия Брюсова, который теперь, увы, обозрим до конца -- путь идеального поэта. Поэта, как выразителя известной области общественной жизни. Даже в годы наиболее индивидуалистического уклона, самый этот противообщественный уклон Брюсов склонен был рассматривать как явление общественное. Идеальный поэт, конечно, с точки зрения Брюсова, по своему понявшего Пушкинское определение поэта:

На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.

Мы часто строим идеалы по своему подобию, исходя из прирожденных нам свойств, потому путь Брюсова как вообще "какого-то" поэта отчасти совпадает с его личным путем, Валерия Яковлевича Брюсова, но если бы встретилось несоответствие между предначертанной линией поведения и личным влечением, желанием, бессознательным капризом, я не сомневаюсь, что Брюсов второе всегда принес бы в жертву первому. Брюсов прошел много этапов, но менее всего можно в нем встретить неожиданностей. Для внимательно следившего за эволюциями литературы, как явления общественного (а именно так и представлял ее себе покойный поэт) все изменения Брюсова были "откликами на всякий звук".

А следил он зорко за малейшими колебаниями, иногда принимая даже секундную рябь (вроде Ренэ Гиля или Северянина) за действительное движение воздуха.

Выступив в глухую пору русской литературной жизни, когда натурализм после Достоевского и Толстого, переросших фантастически не только натурализм, но и всяческую литературу, впал в Чеховское уныние или раздробился в бытовое и областное эпигонство, -- Брюсов долгое время свой отклик давал в "воздухе пустом". У него были соратники, но самосознание пионерства, и именно пионерства общественного, присуще было, может быть, одному только Брюсову.

Деятельность Брюсова всегда носила плановой характер. Легче всего проследить это на переводах. В противоположность Бальмонту, исполнявшему просто переводные заказы чего придется, Брюсов работал над передачей на русский язык того, что считал в данный момент необходимым в целях стратегических и полемических. Близость каждого отдельного автора не играла первенствующей роли. Потому кроме Верхарна, он берется за Верлена, д'Аннунцио, Метерлинка и французских лириков.

Каков же путь идеального поэта по представлению Брюсова, путь, с которым отнюдь не бессознательно совпадает и его собственная дорога?

Реакция против умирающего натурализма, индивидуализм, магия,

символизм, европеизм, универсальность, создание школы

преодоление символизма, акмеизм

формальные искания, футуризм,

возвращение к матерьялу,

материализм, общественность,

коммунизм, универсальность, создание школы

Все эти стадии прошел и Брюсов, при чем точками более тесного соприкосновения этих путей являются те, которые основаны на сознательности и известном рационализме.

Как бы ни была обидна эта схема (схематичность не мешала, Брюсову, а как бы вдохновляла его, как осознание себя главой из истории всемирной литературы), но Брюсов сохранял и сохранил до конца дней свое лицо. Путь поэта, конечно, прекрасен, но нужно что-то простое, человеческое, живое, чтобы вся эта постройка не оказалась одним чертежом. Нужен пафос, и он, конечно, был у Брюсова. Несознательно он оживлял путь предначертанный и стройный, как течение светил.

Пафос этот был -- упоение, наивное и подлинное текущим моментом и положением которое в нем занимает поэт. Текущим моментом не личных переживаний, явлений природы и биографии, а современностью в ее литературно-общественном значении. Упоение тем узлом исторической современности, на котором в данную минуту находишься. Пафос общественной современности главная страсть Брюсова. Это и есть то живое, что дорого в Брюсове, на всех его "путях и перепутьях", во всех его "всех напевах", в его руководствах к стихосложению и т. п. Он упоен, что течет как светило, что путь его совпадает с судьбами вообще всякой литературы. Никакого желания скачков в сторону не приходит в голову, если только скачки в сторону не являются показательными для очередного направления.

бы восторг от сознания, что он так безукоризненно соответствует требованиям общественной современности. Эта страсть везде делала бы его настоящим поэтом.

М. Кузмин

Раздел сайта: